Что такое споттер, как им работать, советы по выбору

Многие из тех, кому приходилось сталкиваться с правкой кузовных деталей автомобиля, не понаслышке знают, что такое споттеры и насколько они удобны при выполнении таких работ. Свое название данные устройства получили от английского словосочетания spot welding, что означает «точечная сварка». В споттере используется одна из разновидностей этой технологии — односторонняя точечная сварка, не требующая доступа к обратной стороне детали. Поэтому применяют споттер для рихтовки и осаживания дефектов кузовных элементов, к которым невозможен или затруднен двусторонний доступ.

Споттер состоит из сварочного аппарата с импульсным управлением и ручного приспособления, которое в обиходе называют пистолетом. Оно комплектуется различными насадками, что позволяет производить им различные виды работ: точечную сварку, механическую вытяжку и отжиг металла. В самом общем виде технология правки кузовной детали с помощью споттера выглядит так: к вмятине в металле привариваются специальные крепежные элементы (кольца, гвоздики и пр.), затем кузовной металл с помощью механического приспособления вытягивается вверх, после чего крепеж удаляется.

Что такое споттер и как он работает

Точечную сварку применяют для соединения между собой деталей из тонколистового проката, а также фиксации на них различных крепежных и опорных элементов. Сваривание осуществляется коротким и мощным импульсом тока. Это обеспечивает проплавление металлического листа не на всю глубину и таким образом позволяет избежать повреждения его поверхности с обратной стороны. Поэтому источники питания многих споттеров имеют напряжение холостого хода в пределах 6÷8 В, сварочное напряжение – 1.5÷2 В и импульсный ток порядка 2500÷3000 А, что позволяет производить сварку на металлическом листе толщиной от 0.5 до 1.5 мм.

В состав такого аппарата для правки кузовных деталей входят пять основных компонентов (см. рис. ниже):

  • источник питания с блоком релейного или электронного контроля и регулирования;
  • сварочный кабель с проводами управления;
  • кабель массы с пластиной;
  • пистолет с клеммами для подсоединения силовой и управляющей цепи и резьбовым соединением для электродов;
  • комплект электродов, оснастки и расходных элементов.

В основу устройства и принципа работы споттера положена технология вытягивания вмятин в листовом металле с помощью крепежных приспособлений, приваренных к его поверхности точечной сваркой. При этом пистолет выполняет одновременно две функции: приварка крепежа и создание тянущего усилия.

Рихтовка с помощью споттера происходит в следующем порядке:

  1. Зачистка поверхности вмятины.
  2. Приварка вне рабочей зоны пластины кабеля массы.
  3. Установка в пистолет электрода и зажим в него крепежа (кольцо, гвоздь).
  4. Приварка коротким импульсом крепежа к месту вытяжки.
  5. Вытягивание на себя вручную или с помощью приспособлений вмятины в кузовной детали.
  6. Отваривание крепежа от поверхности металла.

Вместе со споттером используются различные приспособления: обратные молотки, крючья, гребенки и пр.

Устройство и принцип работы

Сварка споттером активно используется на многих СТО. Основное его предназначение — выравнивать поврежденные элементы поверхности, возвращая геометрические формы в исходное состояние. Этот аппарат имеет всевозможные насадки и режимы, позволяющие так «обработать» проблемное место, что конечный результат будет аналогичен заводскому виду. Часто споттером выполняют рихтовку кузовных элементов авто:

  • крыльев;
  • порога;
  • дверей;
  • капота;
  • крыши.

Устройство состоит из сварочного аппарата. Он может выдавать постоянный или переменный ток. Споттеры бывают профессиональными, перемещаемыми на колесиках, или компактными, для ношения в руке. На лицевой стороне находится панель с настройками. На всех моделях можно задавать мощность и силу тока. Обязательно устанавливается ряд кнопок или тумблер с обозначением режимов.

От корпуса аппарата исходит два кабеля: масса и рабочий провод с пистолетом. Пистолет — это то, чем оперирует сварщик в своих руках. На окончании устройства имеется крепежный элемент, в котором фиксируются:

  • обратный молоток;
  • крюк;
  • электроды;
  • обратная присоска;
  • адаптеры под разные виды сварки (шайбы, проволока).

Сварка аппаратом относится к контактному виду и осуществляется замыканием цепи. Масса фиксируется на кузов автомобиля, с которого предварительно снят аккумулятор. Курок на пистолете запускает подачу тока. В фиксатор на конце пистолета устанавливается шайба, крюк, или иная насадка. При пропуске напряжения, место, которое менее всего соединено (свариваемые поверхности) начинает нагреваться. Благодаря возрастающему сопротивлению происходит расплавление металла в минимальной зоне, достаточное для сваривания элемента, но не перегревающее конструкцию в целом. Получается прихват изделия контактом.

Назначение и сферы применения оборудования

Споттеры являются стандартным оборудованием для автосервисов, т. к. их использование значительно экономит время и сокращает трудозатраты при рихтовке кузовных деталей с односторонним доступом. Кроме того, их применяют для осадки импульсным нагревом металла. Еще одной областью применения споттеров является двусторонняя сварка. В этом случае вместо пистолета используют специальные сварочные клещи. Одна из важных особенностей этого сварочного оборудования — небольшое энергопотребление; параметр ПВ (продолжительность включения) у таких аппаратов не превышает 5%.
Многие домашние мастера из тех, кто занимается кузовным ремонтом автомобилей, самостоятельно изготавливают споттеры из подручных материалов (в основном, на базе старых трансформаторов). В таких аппаратах чаще всего отсутствует электронный блок управления, а сварочный импульс формируется вручную, путем нажатия на кнопку отключения питания. Регулировки тока у них, как правило, тоже нет, поэтому подбор сварочных режимов производится опытным путем. Пистолеты и обратные молотки народные умельцы обычно изготавливают своими руками, а расходный крепеж приобретают в профильных магазинах. Тем не менее, с помощью таких устройств вполне успешно выполняются различные виды рихтовки.

Функциональность споттеров серийных моделей

Прежде чем проектировать и изготавливать споттер своими руками, полезно будет изучить функциональность промышленных моделей. Они выполняют:

  • сварку ремонтных шайб;
  • сварку стержня, выправляющего вмятины тягой;
  • нагрев металла для его осадки с помощью графитовых электродов;
  • систему вентиляции и защиты от перегрева с включением после остывания.
  • переключение между режимами постоянной работы для нагрева и кратковременным режимом для сварки

Аппараты из магазина отличаются надежностью и несложны в использовании и обслуживании. Специальная подготовка оператора такого аппарата не требуется, достаточно общих навыков сварочных и слесарных работ.

Виды споттеров

Как правило, споттеры классифицируют по виду источника питания, массогабаритным показателям и функциональным возможностям, а также мощности и нормативной продолжительности работы. В первом случае их делят на трансформаторные и инверторные. Трансформаторные выпускаются как в ручном, так и в стационарном вариантах, а инверторные — только в стационарном. Функциональные возможности споттера во многом зависят от типа источника питания и его мощности, которая определяет максимальную толщину свариваемых изделий. К примеру, ручные аппараты предназначены только для приварки крепежных гвоздей на фиксированных режимах. В то же время профессиональные инверторные споттеры стационарного типа могут выполнять оба вида точечной сварки (пистолетом и клещами), а также отжиг угольными электродами. Кроме того, инвертор позволяет формировать импульсы тока любой формы и длительности, что очень важно при работе по тонколистовым изделиям из различных металлов и сплавов.

Схема для сборки самодельного споттера

Чтобы своими руками собрать самодельный споттер, сопоставимый по функциональности и характеристикам в покупным, потребуются навыки в области электромонтажных и слесарных работ. Нужны будут также знания в области схемотехники, чтобы прочитать и реализовать электрическую схему споттера

Схема споттера не слишком сложная, из нее можно понять, что основным узлом аппарата будет мощный сварочный трансформатор, первичная обмотка которого запитана от сети через диодный мостик.

220 вольт понижаются на малом трансформаторе и подаются на второй диодный мостик, далее — через замкнутый контакт селектора, управляющего импульсом, на электролитический конденсатор большой емкости, начинающий зарядку. Пока еще закрытый тиристор не пропускает ток на рабочий трансформатор. При переключении селектора подачи напряжение с конденсатора через переменный резистор поступит на тиристор, открывая его. Время открытия определяется значением сопротивления резистора.


Схема управления споттером


Принципиальная схема споттера

Тиристор подключает к сети главный трансформатор, вторичная обмотка которого выдает на электрод мощный импульс силой ток до 500 А и длительностью от 0,1 до 0,5 сек, которая регулируется резистором. После разряда конденсатора тиристор закрывается, и рабочая цепь разрывается. После возврата переключателя в начальное состояние аппарат готов к следующему рабочему циклу.

Самостоятельно собрать электронную часть инверторного споттера в домашних условиях не получится, однако есть возможность собрать споттер из инвертора, взяв исправный инверторный блок.

Как работать споттером

Работа споттером не требует специального обучения, но для того, чтобы стать настоящим специалистом, все же необходима определенная квалификация в части работы с кузовными частями автомобилей. Поведение металла зависит от размера, глубины и характера деформации. Поэтому перед началом рихтовки необходимо правильно определить, что нужно сделать и каким методом будет выправляться вмятина на кузовной детали. И только после этого выбираются соответствующие крепежные материалы. В качестве привариваемого крепежа, к которому прилагается тянущее усилие, используют:

  • цилиндрические гвозди;
  • треугольные шайбы;
  • кольца;
  • заклепки;
  • волнистую проволоку.

Каждому из этих элементов соответствует свой тип сменных электродов, которые крепятся на торце, пистолет и свой вид оснастки (крюки, зажимы, гребенки, патроны, обратные молотки), с помощью которых они тянутся. Существует множество разновидностей электродов для споттера, при этом самые распространенные разновидности их предназначены для приварки:

  • волнистой проволоки;
  • винтовых шпилек;
  • заклепок;
  • круглых шайб;
  • гаек;
  • с использованием обратного молотка;
  • гвоздей.

Кроме того, со споттером можно использовать медные и угольные электроды, что дает возможность производить операцию, обратную вытягиванию: отжигание и осаживание выпуклостей на кузовных частях автомобиля (так называемых хлопунов).

При последовательном точечном вытягивании применяется рихтовка споттером с треугольной шайбой и обратным молотком, что позволяет аккуратно и без больших усилий вытягивать металл в месте приварки. Если дефект имеет большую протяженность, то сначала на всю длину приваривают один или два ряда колец или же волнистую проволоку. Вытяжку осуществляют гребенкой с рядами крючьев. Это обеспечивает одновременное тяговое усилие на 5–10 колец или выступов проволоки. После окончания вытяжки все элементы отваривают с помощью тех же электродов, что использовались при их установке.

Методы работы со споттером

Принцип действия устройства по выпрямлению вмятин в тех местах кузова, подобраться к которым с обратной стороны без серьезной разборки обивки или конструкций и узлов автомобиля невозможно, основан на вытягивании вмятой области поверхности за временно приваренный крепеж — монтажную шайбу или металлический стержень. Создаваемое обратным молотком усилие направлено изнутри корпуса к внешней стороне вмятой поверхности, имитируя удары киянкой из недоступного места.

Споттер, сделанный своими руками, в работе

Технологический процесс можно разбить на следующие операции:

  • Удалить с центра вмятого участка кузова краски, грунта и загрязнений — зачистить надо до голого металла.
  • Подключить массу споттера к кузову автомобиля. Аккумулятор автомобиля должен быть отключен, а зажигание выключено, во избежание повреждения электрооборудования импульсами сварочного тока.
  • Приварить точечной сваркой крепежные элементы к центру вмятины.
  • Выправить вмятину, вытягивая металл за крепежный элемент.
  • Скручивающим движением удалить крепеж с выравненной поверхности.
  • Зачистить место крепления шайбы или электрода и подготовить кузовной элемент к окрашиванию.

Для работы со споттером, магазинным или сделанным своими руками, мастеру будет достаточно общих навыков сварочных и слесарных работ. Необходимо выполнять требования производственной безопасности во избежание причинения вреда жизни и здоровью людей и повреждения материальных ценностей.

Как выбрать оборудование

При выборе конкретной модели споттера прежде всего необходимо ответить на вопрос: для чего приобретается это оборудование и какие виды работ предполагается им выполнять. От функциональных возможностей аппарата зависят не только показатели мощности, управляемости, массы и габаритов, но и его цена. К примеру, простейший ручной споттер для приварки гвоздей может стоить 6–7 тыс. руб., а цена инверторной установки с возможностью работы с различным цветным металлами, двусторонней сваркой листа толщиной более 1.5 мм и широким диапазоном регулируемых параметров может доходить до 80–90 тыс. рублей. Важными критериями являются вид питающей сети (трех— или однофазная), а также габариты установки и длина кабелей. Для небольшого автосервиса на несколько ремонтных постов вполне подойдет аппарат с такими характеристиками:

  • однофазная сеть 220 В;
  • мощность — 2.5÷3 кВт;
  • импульсный ток — 2500÷3000 А;
  • регулировка мощности;
  • вес — 12÷15 кг.

Такая модель в зависимости от дополнительных функций может стоить от 25 до 30 тыс. руб., что не является неподъемным для малого бизнеса.

Характеристики споттеров выпускаемых серийно

Основные характеристики следующие:

  • Параметры сети электропитания — 220 В 50 Гц.
  • Потребляемая мощность — до 10 киловатт.
  • Пиковый ток сварки — 1300 А.
  • Напряжение в рабочей цепи — от 7 до 10 В.
  • Длительность импульса, задаваемая таймером — от 0 до 1,2 сек.
  • Переключение между режимами сварки и прогрева.
  • Тяговое усилие с применением металлического электрода — до 100 кг.
  • То же для монтажной шайбы — более 100 кг.

Эти параметры могут служить ориентиром и для аппаратов, собранных своими руками.

Основные производители и модели

Споттеры являются специализированным оборудованием, поэтому по сравнению с другими сварочными аппаратами на рынке они представлены гораздо меньшим количеством моделей. Пожалуй, самыми известными среди них являются итальянский Telwin и немецкие Garwin и Nordeberg. Все эти фирмы выпускают довольно дорогие инверторные модели с самым широким диапазоном функциональных возможностей. Остальной ассортимент представлен известными и малоизвестными брендами, которые производят свое оборудование в Китае. Среди них можно отметить немецкую торговую марку Fubag, которая выпускает разнообразное сварочное оборудование с хорошей репутацией.
В статьях о споттерах иногда попадаются утверждения, что в режиме точечной сварки можно использовать сварочные инверторы с ручным режимом (MMA). Учитывая разницу в напряжениях холостого хода (даже с учетом возможности регулирования), это выглядит довольно сомнительным. А что вы думаете по этому поводу? Поделитесь, пожалуйста, своим мнением в комментариях.

Конструктивные особенности и рабочие параметры

Итак, споттер. Что это такое? Разберемся более подробно.

Устройство сформировано следующими модулями:

  • аппарат, благодаря которому ведется контактная сварка;
  • заземляющий кабель;
  • кабель подачи тока, на конце которого закреплен сварочный пистолет – основной рабочий элемент.

Пистолет может оснащаться насадками различных типов, которые подбираются в зависимости от того, какие именно операции предстоит выполнить.

На фронтальной панели сварочного аппарата располагаются органы управления, благодаря которым удается корректировать мощность, силу тока.

Наиболее современные модификации оснащаются жидкокристаллическими дисплеями, позволяющими видеть текущие рабочие показатели, держать весь процесс под контролем.

Основные разновидности

Устройства представлены следующими категориями:

1. Инверторные.

Данное оборудование оснащено преобразователями, благодаря которым они функционируют вне зависимости от напряжения. Это упрощает работу, а также расширяет список задач, доступных для реализации.

Аппараты компактны, позволяют вести сварку с высокой точностью и скоростью, сила тока остается стабильной на протяжении всего процесса.

2. Трансформаторные. Такие споттеры подключаются к сетям переменного тока, они дешевле инверторных аналогов, их функций вполне достаточно для того, чтобы выполнять простые операции.

Наиболее функциональными моделями данной категории считаются трехфазные приборы, что объясняется повышенной мощностью. Главный недостаток трансформаторной техники заключается в том, что она не подходит для работы с металлом, покрытым слоем цинка.

Допускается классификация и по материалам, с которым ведутся операции:

3. Споттер по стали. Наиболее распространенное устройство, позволяющее проводить операции со стальными кузовными элементами.

4. Модели, ориентированные на работу с алюминием. Данный металл обладает совершенно другими характеристиками, в сравнении со сталью, а потому работать с ним необходимо соответствующими приборами.

Смотрите полезное видео, что такое споттер и работы с помощью него:

Принципы» выбора

Чтобы выбрать споттер, который окажется по-настоящему полезным и функциональным, необходимо руководствоваться следующими моментами:

  • Для профессионального использования лучше выбирать максимально функциональное устройство, с обилием режимов работы. Оно позволит вести целый спектр работ по рихтовке, избавит от покупки дополнительных инструментов.
  • Работа с листами металла толщиной более 1.5 миллиметров подразумевает использование моделей с двусторонней сваркой. Если указанное значение меньше, то достаточно и одностороннего варианта.

Для домашней эксплуатации хватит и простой модели со средним показателем мощности. Ее вполне хватит для того, чтобы выравнивать не слишком глубокие вмятины.

Изучим также краткий рейтинг споттеров:

  1. Серия GS от бренда Garwin. Достаточно демократичная цена и функциональный набор, вполне соответствующий даже профессиональной эксплуатации.
  2. Серия TT от компании Hammer. Высокий уровень безопасности, цифровое управление, позволяющее с максимальной точностью контролировать рабочие параметры. Мощность вполне достаточна для домашней эксплуатации.
  3. Gyspot. Качественная техника французского производителя.

Читать также: Хадо для гидрокомпенсаторов отзывы
Смотрите видео-отзыв человека использующего споттер — RedHotDot HAMMER ТT:

Полезный видео-обзор французского Spottera GYSpot 2700 для кузовного ремонта:

Отзывы также дают понять, что неплохо себя зарекомендовали устройства от Русского мастера, иностранных фирм Holex, Aurora, Telwin.

Видео работы со споттером:

Есть определенная технология работы, когда к деталям с вмятинами невозможно подобраться с обратной стороны вмятины. Особенно часто этот способ используется для исправления порогов, дверей или задних крыльев. Основан прием на том, что усилие прикладывается только к внешней стороне поверхности. Производится такая работа споттером (spot – точка). Это однофазный электронный аппарат с пневмоклещами и воздушным охлаждением для точечной сварки, управляемый микропроцессором, который оснащен многофункциональной контрольной панелью, она используется для автоматического изменения параметров точечной сварки согласно выбранному инструменту и толщине металлических листов, а также времени контакта и его силе.

Это кропотливая и трудоемкая работа, т.к. представляет она собой следующее. Односторонняя точечная сварка, производимая аппаратом с выделением большого количества тепла в точке контакта, происходит при поступлении тока, далее при помощи упора или с использованием инерционного (обратного) молотка, а иногда и рычажных устройств, выравнивается очень небольшая локальная поверхность. И таким образом проходя всю поверхность вмятины сантиметр за сантиметром, мы постепенно «вытаскиваем» ее в исходное положение.

Потом она зашлифовывается, чтобы убрать точки от сварки и сделать поверхность гладкой, поняв, что она соответствует исходным параметрам. При работе с таким аппаратом обязательно производится заземление на корпус, и от аккумулятора отсоединяется отрицательная клемма, т.е. учитываются меры безопасности необходимые для Вашего автомобиля и для человека, который работает с ним.

Иногда Клиенты волнуются по поводу очень глубоких вмятин, т.к. кажется, что это место на автомобиле никак не получится исправить. При помощи споттера можно сделать и это, приварив неокрашенную пластину на место сильной вмятины точечной сваркой, а потом по контуру специальной насадкой–полумесяцем, и вмятины, как не бывало.

Основное предназначение споттера – это удешевить ремонт путем исключения дорогостоящих арматурных работ с заменой деталей, что хорошо для Клиента и, конечно, же облегчить работу мастера, но при этом он должен обладать навыками работы с таким аппаратом, т.к. при использовании необходимо не только знать, как работает аппарат и для чего используются многочисленные дополнительные принадлежности типа зажимов для кузовных работ, точечных креплений массы, рихтовочных вытяжных устройств, электродов, оснасток для вытяжки ребер жесткости, обратных молотков, шпилек, проволок, шайб, полумесяцев, а используется это все только для того, чтобы очень аккуратно и ровно выправить заломы и вмятины на Вашем автомобиле. При такой технологии ремонта оригинальные швы и стыки на панелях, и стало быть заводское антикоррозийное покрытие остается нетронутым.

Если деталь очень сильно деформирована, то ее, конечно, лучше заменить, но тогда мы обязательно получим Ваше согласие на такой вид работ.

Новые технологии кузовного ремонта.

Облегчить труд жестянщику помогают современные инструменты которые изначально появляются в Европе, затем в США, Японии и России. Споттерры в России в последнее время стали очень популярны.

digitalSpotter (споттер) — аппарат односторонней точечной сварки. Основной принцип действия – сварка сопротивлением. Его можно применять для выправления крупных деталей кузова, где заводом установлено ограничение доступа изза дополнительной жесткости или конструктивной особенности кузова. Такие как задние арки крыльев, двери, пороги, и т.д.

При помощи специального элемента к поврежденной детали приваривают быстро липнущий элемент которые в последствии физического воздействия руки выпрямляет деталь в базовое положение. При помощи специальных настроек споттером можно нагревать детали участками для их рихтовки. Используется при вытягивании металла при хлапунах.

Технологический процесс выглядит так:

• Деформированный участок не обходимо зачистить до металла. • К ремонтной поверхности плотно крепим контакт заземления. • При помощи сварки точками привариваются крепежные элементы. (это могут быть треугольники, шайбы, шпильки, обратный молоток). • Осуществить захват крепежного элемента и, используя специальные приспособления для правки, произвести вытяжку дефектной поверхности. В качестве приспособления для правки используют стапели, гидроцилиндры, механические растяжки, стяжки, обратный молоток. • Приваренный элемент легко удаляется рукой вращательным движением. • После ремонта места сварки зачищают и готовят поверхность к шпатлевке. Работа с потером требует немного навыков в сварочных работах для правильной установки режимов тока и напряжения. А также соблюдении правила техники безопасности. При установки режимов нужно учитывать толщину металла, и верно подобрать крепежный элемент, а также установить точное время сварки. Если кузов машины алюминиевый, то нельзя использовать обратный молоток, процесс правки должен быть более плавным. При работе с потером нет необходимости разбирать обшивки дверей, полости багажника, порогов и т.д. т.к. работа производится исключительно снаружи детали. Дешевые digitalSpotter это в основном однофазные трансформаторы переменного тока. Они не могут быть использованы для кузовов из оцинкованной стали или стали с высокой упорной прочностью. В более мощныхспоттерах применяется 3х фазные трансформаторы постоянного тока. В современных используется инверторная система, они более легкие и компактные. При помощи такого оборудования сварное соединение имеет высокое качество (т.к. может быть получен ток высокой частоты до 2000Гц). Споттером в кузовных работах можно использовать при любых ситуациях ремонта. Современные цифровые споттеры снабжены электронным управлением режимами сварки. Специальные насадки для ремонта.

Обратный молоток с заменой облегченного груза.

Споттер – популярный у авторемонтников-кузовщиков аппарат, позволяющий выправлять вмятины на кузовных деталях автомобилей, подобраться к которым с обратной стороны затруднительно или невозможно без серьезной разборки. С помощью споттера методом точечной сварки к поврежденному участку приваривается крепежный элемент, за который и вытягивается вмятина. Споттеры промышленного изготовления широко представлены на рынке. Достаточно опытный мастер вполне может сделать споттер своими руками.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: vorota-mitino@cp9.ru