Мастер-класс по выжиганию для начинающих: подбор основы и изображения, этапы выполнения, фото-примеры


Пирография или просто выжигание – крутое хобби для детей и взрослых. Чтобы сделать картину, которую не стыдно повесить на стену, вам необязательно быть художником. Даже элементарные навыки рисования могут не пригодиться, так как в пирографии чаще всего используют трафареты. Все, что вам нужно для сотворения шедевра – желание обучиться чему-то новому, тяга к творчеству и инструменты для выжигания, с которыми вы будете работать в дальнейшем.

Самое первое, что нужно сделать начинающему мастеру – приобрести хороший выжигатель по дереву. Это основной инструмент, так что выбирать его нужно с умом. Лучше купить паяльник с проволочным наконечником и регулятором температуры, — гораздо проще наносить тени, делать штриховку если есть возможность убавить нагрев прибора.

Еще один важный параметр – длина стержня. Чем короче стержень выжигателя, тем привычней и легче с ним работать. Он будет напоминать вам тяжелую ручку, но это не помешает наносить аккуратные четкие линии.

Также выбирайте наборы с нормальным количеством насадок. Вам обязательно нужно иметь несколько видов насадок разной ширины. Насадки же в форме звездочек, сердечек и прочих фигурок лучше не брать, они крайне редко нужны при выжигании картин. Приобрести их можно в том случае, если вы планируете заниматься орнаментом, но если конкретного стиля у вас все еще нет, лучше отложить такую покупку на потом.

Разновидности выжигателей

Прежде чем приступить к работе, следует приобрести наиболее подходящий выжигатель. От основных характеристик во многом зависит качество получаемого изделия. Начинающие и профессионалы используют 2 типа паяльников:

  1. С проволочных жалом.
  2. С твердым наконечником.

Прибор для выжигания с твердым пером многие сравнивают с паяльником. Рабочая часть представлена наконечником сложной формы, который нагревается нихромовой проволокой при подаче напряжения. Отличительной особенностью является то, что комплект поставки включает набор насадок. Их геометрическая форма может существенно отличаться, подбирается в зависимости от того, какой рисунок нужно получить. Основные достоинства этого предложения:

  1. Относительно невысокая стоимость.
  2. Длительный эксплуатационный срок.
  3. Простота в эксплуатации.

Единственным существенным недостатком считается то, что для разогрева требуется около 5 минут и более. Для обеспечения безопасности на момент выжигания рисунка конструкция снабжается большой рукояткой, поэтому при выполнении тонких работ могут возникнуть сложности.

Для выжигания по дереву небольших изображений часто применяется инструмент с проволочным пером. В этом случае с деревом контактирует нагревательная проволока. Достоинствами можно считать:

  1. Устройство готово к применению практически сразу после включения.
  2. Модели из средней и высокой ценовой категории имеют регулятор, который позволяет выбрать наиболее подходящий термический режим.
  3. Конструкция оптимально подходит для проведения самых различных работ.
  4. Небольшая толщина нагревательной проволоки обеспечивает маленький контакт с материалом, поэтому с тонкой работой не возникает проблем.

Недостатком является высокая стоимость и малая ремонтопригодность. Нагревательная проволока даже при незначительном воздействии может деформироваться.

Выжигаем на фанере: самый простой способ

Процесс выжигания на фанере не сильно отличается от пирографии по толстой доске. Приобрести фанерные листы легко на любом строительном рынке. Можно попросить, и ее разрежут на куски, нужного размера. Фанера меньше весит и стоит дешевле, чем другие материалы. В ней отсутствуют вредные смолы. Выбирать нужно фанеру из березы, сосны, бука, толщиной не более 2 сантиметров.

После выбора фанеры процесс идет по уже приведенной схеме.

  1. Фанеру необходимо зачистить. Намочить раствором мела и воды. Дать фанере высохнуть.
  2. За время просушки надо выбрать эскиз, карандаш, копировальную бумагу.
  3. Как только фанера высохнет — начинайте переносить эскиз на фанеру.
  4. Включите пирограф — он должен обязательно стоять на подставке.
  5. После того, как пирограф раскален, а эскиз перенесен на фанеру, начинайте работу.


Процесс выжигания на фанере не сильно отличается от пирографии по толстой доске

Самому, соблюдая эту простую технологию, можно выжечь все, что угодно: от простой надписи до настоящей картины. Сделать это легче, чем кажется.

Как выбрать инструмент?

Для того чтобы научиться работать с инструментом, следует правильно его выбрать. Рекомендации по подбору подходящего выжигателя:

  1. Определяется объем проводимых работ и их сложность. Небольшие выжженные рисунки с тонкими линиями выглядят привлекательно, однако они могут быть практически незаметными на больших изделиях.
  2. Начинающие часто приобретают инструмент из низкой ценовой категории. Это решение обосновано тем, что при отсутствии опыта можно допустить ошибки, из-за которых устройство перестанет функционировать.
  3. Наиболее важными параметрами можно назвать мощность, размеры жала, возможность использования насадок и их количество, время нагрева и др. Вся требуемая информация указывается в инструкции по эксплуатации.
  4. Классический вариант исполнения инструмента представлен сочетанием понижающего трансформатора, рукоятки и рабочей части. В продаже есть и сложные установки для выжигания, которые могут использоваться для получения сложных изображений.
  5. Рекомендуется отдавать предпочтение продукции популярных производителей, т. к. она сможет прослужить в течение длительного периода.

Только со временем мастер, основываясь на личном опыте, сможет подобрать наиболее подходящий инструмент. Выбор рисунка часто проводится в зависимости от того, какие есть в наличии варианты выжигателей и насадки для них.

О качестве изображения

Станок пирограф печатает изображение построчно — наносит строчку, смещается на какое-то расстояние и рисует следующую внахлест с предыдущей. Смысл в том, что пирограф ставит с шагом обычно от 0,3 до 0,4 мм. Это значит, что меньше чем этот размер они физически не могут сделать точку за счет самой физики дерева. Если перевести значение 0,35мм в количество точек на дюйм, то получится 72dpi.

Особенность выжигания, связанная с физикой дерева. Поскольку это выжигание, а не гравировка, то получить черную точку маленького размера проблематично — при нагреве точка на дереве увеличивается в размере. Простой пример: если взять паяльник и на долю секунды коснуться им фанеру, то получите маленькую точку но она будет не черной, а светлой. Если воткнуть паяльник и подержать секунд 5, то пятно будет черным, но оно станет расползаться от нагрева в этом месте.

DPI — это количество точек на дюйм. Чем больше это значение, тем выше качество (точки меньше и их становится больше на той же плоскости). Профессиональные станки для печати цветных журналов имеют DPI вплоть до 1000. им важна высокая детализация. Можно подготовить изображение хоть в качестве 1000 dpi (как для профессиональной печати на обложках), но из-за логики обработки и шага в 0,35 мм программа сама сожмет потом это изображение до 72 dpi. В результате виртуальные 200dpi так и напечатаются в 72.

На качество изображения больше влияет количество оттенков, чем DPI. Если использовать многофункциональные программы для различных ЧПУ, в основе которой заложена относительно низкая частота обращения к процессору, то это будет отражаться на готовом изображении. Увеличить ее больше программисты таких программ физически не могут — иначе процессор начнет захлебываться и выдавать ошибки. Поэтому есть ограничение в частоте. Чем это плохо для выжигания? Фактически в выжигании участвует всего 16 оттенков серых цветов (плюс оттенки черного — мы их никогда не считаем). В редких случаях 30 оттенков (при условии что у вас очень мощный процессор на компьютере). Это особенно заметно на светлых участках — там происходят более резкие переходы цвета.

Для сравнения — Пиропринтер 2ой и 3ей версии выдает 75 оттенков серых цветов (и около 100 оттенков черного, который как я говорил, мы не считаем). Чем больше оттенков, тем лучше переходы от светлого к темному.

Способы выжигания

Приступать к работе по выжиганию после подбора эскиза можно после того, как рабочая часть инструмента была раскалена до требуемой температуры. Если наконечник прогревается неравномерно, то это указывает на появление дефектов и необходимость в его замене. Исключить вероятность перегрева устройства можно путем периодического его отключения от сети. При рассмотрении основных способов выжигания следует учитывать:

  1. Нанесенные линии стереть уже будет нельзя. Поэтому прежде чем приступать к сложным рисункам, нужно набраться опыта на легких.
  2. Новичкам рекомендуется использовать трафареты. Их можно изготовить самым различным образом или приобрести в интернете.
  3. Объемные рисунки получаются за счет сочетания линий различных оттенков. При быстром проведении инструмента получается тонка светлая линия, задержав жало можно получить темную линию.
  4. Опытный мастер учитывает то, каким образом располагаются волокна. Проще всего вести инструмент вдоль волокон.

При применении различных методик можно получить сложные рисунки, которые практически не отличить от картин. Первое время рекомендуют использовать простейшие методы.

Что понадобиться для выжигания по дереву

Паяльник – хоть и главный, но не единственный нужный инструмент. Мы рекомендуем заранее обустроить себе рабочее место, подготовив все, что так или иначе может понадобиться в выжигании. На столе обязательно должны быть: • Плоскогубцы. Ими удобно менять насадки или брать раскаленный инструмент. • Шлифовальные бруски с разным зерном. Перед выжиганием древесину нужно обработать так, чтобы рабочая сторона на ощупь была идеально гладкой. • Подставка под выжигатель. Чтобы случайно не устроить пожар, положив раскаленный паяльник на стол, лучше иметь под рукой специальную подставку. Она часто идет сразу в наборе с выжигателем. Если такой подставки нет, отлично подойдет и глиняный горшочек. • Ремень и оксид алюминия. Ими вы будете счищать с насадок оставшуюся смолу от деревянной заготовки.

Помимо инструментов в работе понадобятся и расходные материалы. В первую очередь, это деревянная дощечка, на которой и будет выжигаться рисунок. Для новичков мы рекомендуем использовать мягкие породы, такие как сосна или липа. По такой заготовке гораздо проще водить прибором, а за счет ее светлого цвета, рисунок будет смотреться контрастнее.

Далее вам понадобится трафарет. Вы можете вырезать его сами, приобрести в лавках для творчества или использовать еще более простой способ. Распечатывайте на листе нужный рисунок и через копирку переводите его прямо на доску. Выбрав такой способ, следите за нажимом. Если слишком усердно обводить рисунок, линии копировальной бумаги будут слишком толстые. Такие проблематично перекрыть выжигателем.

С чего начать?

Пользоваться выжигателем просто, но для получения красивых рисунков нужно обладать талантом и навыками. Основными рекомендациями является следующее:

  1. Перед непосредственным нанесением рисунка следует правильно выбрать дерево. Встречается большое количество различных пород, все они по-разному реагируют на воздействие температуры. Рекомендуется отдавать предпочтение мягкой древесине лиственных пород: осина, тополь, липа.
  2. Некоторое дерево способно выдержать точечное воздействие температуры +250°C, другое воспламеняется при 120°C. Мягкость поверхностного слоя упрощает движение жала.
  3. Поверхность, на которой выжигается рисунок, должна быть предварительно обработана. Даже незначительные дефекты могут стать причиной, по которой наконечник случайно вильнет.
  4. С помощью трафарета и карандаша проводится нанесение контурных линий. Художники могут нанести эскиз вручную. Сложные рисунки наносятся при помощи копировальной бумаги.

Для размещения инструмента создается подставка из негорючего материала. Часто используется керамическая тарелка или стакан. Керамика способна переносить воздействие высокой температуры на протяжении длительного периода.

ЭТАПЫ И ОСНОВНЫЕ РАБОТЫ

Перед нанесением эскиза следует выбрать дерево под основу. Поскольку главный фактор работы с деревом – это его плотность, новичкам стоит остановиться на мягкой лиственной породе: ясене, тополе, липе.

Поверхность обязательно должна быть сухой и предварительно подготовленной. Для гладкой текстуры основы и плавного хода наконечника паяльника дерево при необходимости шлифуют мелкозернистой наждачкой и протирают от пыли.

Перевод рисунка на основу

Для лучшей прорисовки узора, тем более, если не умеешь рисовать, используйте эскиз. Создать его можно несколькими способами:

  • Прорисовать с помощью специальных трафаретов для декора;
  • Обвести эскиз карандашом через копировальную бумагу;
  • Обвести эскиз карандашом через графитовую бумагу.

Последний вариант очень рекомендуют практикующие выжигальщики. Говорят, что графитовая бумага в отличии от копировальной не оставляет след на дереве. Нужно пробовать – все познается в практике.

Поначалу бывает трудно определиться с орнаментом и конечным видом изделия. Интересные работы можно получить на обычном спиле дерева.

Такие небольшие, но необычные, узоры гармонично дополнят любой интерьер, выполненный как в классическом, так и в стиле «модерн». Для новичка это будет оптимальным началом: простым, чтобы попробовать, но эффективным, чтобы увидеть первые результаты.

Особенности техники: советы новичкам

Прежде чем браться за выжигание сложных композиций, стоит потренироваться на черновых дощечках. Пробуй различные штрихи, прямые и изогнутые линии.

Простые приемы пирографии включают следующие техники:

  • Контурная – нанесение точек и коротких штрихов, создающих единый силуэт;
  • Силуэтная – картинка выжигается сплошными, непрерывными, линиями;
  • Простое тонирование – создание участков затенения с помощью тонких штрихов и точек.

Для придания узору выразительности используют затенение. С помощью штрихов и точек с разной глубиной насыщенности выполняют штриховку в одном направлении.

Согласно законам создания художественной композиции, ближайшие элементы рисунка должны быть выполнены на несколько тонов темнее дальних.

К работе приступают после того, как подобран и перенесен рисунок, а наконечник паяльника нагрелся до нужной температуры. Неравномерное проявление цвета при выжигании говорит о том, что инструмент неисправен. Периодически (оптимально через 10 минут) инструмент необходимо отключать от сети, дав ему возможность полностью остыть.

Особенности выжигания

Исправить неверно нанесенные линии без потери качества рисунка невозможно. Для рисования сложных узоров нужен опыт, новички тренируются на базовых элементах (линии, геометрические фигуры и пр.).

Устранить допущенную ошибку все же можно – с помощью наждачной бумаги. Но зашлифовывать участок нужно аккуратно, стараясь не попадать на выжженные соседние элементы узора.

Ручку паяльника держат точно так же, как карандаш. Не стоит давить на паяльник или долго удерживать его в одной точке, если, конечно, нет цели выжечь черное пятно. Быстрыми плавными движениями получают сплошную тонкую линию.

Большую роль при выполнении рисунка играет и расположение древесных волокон. Удобнее вести паяльник вдоль. Если брусок был плохо обработан, а мастер выжигает узор поперек волокон, велики шансы получить черные следы или, зацепившись наконечником паяльника за вспушенное волокно, увести линию не в ту сторону.

Опытные мастера рекомендуют защитить выжженный узор финишным покрытием во избежание потери яркости. Дерево можно покрыть лаком или прокрасить пустые элементы рисунка, а затем также покрыть лаком.

Выбор лаков вариативен, и зависит только от личных предпочтений. Мы рекомендуем попробовать акриловый. Он не имеет резкого запаха, и может использоваться в жилых помещениях.

Как правильно работать?

Прежде всего необходимо обеспечить хорошее и правильное освещение. Если работы будут делаться на улице, то правильно установленные уличные световые опоры помогут с этим.

Рабочий инструмент напоминает простой карандаш с широкой рабочей частью. Поэтому проводимая работа практически не отличается от рисования по бумаге за исключением того, что рабочая часть раскаляется перед применением. Весь процесс делиться на несколько основных этапов:

  1. Подготовка. Она предусматривает выбор древесины, на которую будет наноситься рисунок. Поверхность должна быть гладкой и ровной. Есть возможность сделать дощечку гладкой путем ее обработки наждачной бумагой.
  2. Нанесение рисунка. Для тех кто создает рисунки карандашом, задача будет простой. При отсутствии соответствующих навыков подходящий рисунок распечатывается, после чего наносится на дощечку при помощи трафаретной бумаги.
  3. Выжигание. После разогрева рабочей части инструмента можно приступить к выжиганию. Ручка инструмента, если она имеет небольшую толщину, берется как карандаш. Несложные рисунки начинаются с нанесения контуров, прямые линии создаются быстрыми движениями без оказания сильного давления. Если несколько линий расположены в непосредственной близости, их следует наносить с некоторой задержкой, которая требуется для остывания. Оттенок меняется путем установки подходящей мощности. Также для получения сложных рисунков проводится смена насадок.

Многие после нанесения рисунка оставляют изделие, не проводя финальную обработку. Это может привести к уменьшению эксплуатационного срока изделия.

Советы для начинающих

Чтобы первая точка не выделялась, а линии были плавными слегка подуйте на кончик.

  1. Выполняйте контур одной линией. Работайте медленно. Помочь себе можно двигая основу другой рукой.
  2. Заливку выполняйте средней температурой нагрева прибора. Выполняйте медленные круговые движения.
  3. Используя металлическую губку для мытья посуды, несколько раз в процессе работы очистите наконечник.
  4. Уже выжженную линию стереть невозможно, поэтому работайте аккуратно и сосредоточено.
  5. Толстые линии можно получить при помощи очень медленного ведения прибора по поверхности. А тонкие наоборот – ведите линии быстро.
  6. Чем больше температура нагрева прибора, тем темнее будут ваши линии.

Для того, чтобы получить плавные переходы тонов в одной линии, используйте маленький настольный вентилятор. Он будет остужать кончик и линии получатся плавными. Но будьте острожны и внимательны!

Финальная обработка

После получения изображения поверхность обрабатывается наждачной бумагой. Защитить древесину от негативного воздействия окружающей среды можно следующим образом:

  1. Дерево покрывается лаком. Подобное вещество существенно продлевает срок эксплуатации изделия. При этом рисунок не теряет свои контуры, остается ярким и насыщенным.
  2. При необходимости проводится частичное или полное раскрашивание пространство, которое образуется между нанесенными линиями.

Финальная обработка изделия может проводиться при применении самых различных защитных веществ. Выбор проводится в зависимости от того, какого результата нужно достигнуть.

Приступая к работе

Работать нужно в проветриваемом помещении, используя респиратор. Рабочее место и заготовка должны хорошо освещаться. Чтобы рабочая рука не уставала, можно положить мягкий валик под локтевой сустав.

Для нанесения эскиза подойдет твердый карандаш. В случае ошибки лишне линии убираются ластиком. Можно воспользоваться копировальной бумагой, что сделает рисование более простым.

Во время выжигания нужно соблюдать следующие правила:

  1. Сначала выжигаются главные линии и контуры изображения, после этого выполняется детализация и штриховка.
  2. Двигаться лучше по направлению к телу, так рука меньше устанет.
  3. Если в рисунке есть заливка или градиент, первым делом следует изобразить контуры.

После завершения процесса, наждачной бумагой (лучше использовать мелкозернистую) очищается поверхность изображения, убираются обугленные участки. Проект можно раскрасить красками. После всех манипуляций готовую картину покрывают лаком и оставляют высыхать.

Техника безопасности

Работать с выжигателем следует аккуратно. Основные рекомендации следующие:

  1. При использовании инструмента нужно использовать специальную подставку, которая изготавливается при применении термостойкого материала. При ее отсутствии используется керамическая посуда или другие изделия из этого материала.
  2. Инструмент нельзя долго оставлять на обрабатываемой поверхности. Это связано с тем, что длительное воздействие высокой температуры приводит к возгоранию материала.
  3. Вблизи рабочего стола не должны быть расположены легковоспламеняющиеся материалы. Даже недлительное воздействие может привести к появлению пламени.
  4. Нанесение рисунка следует проводить осторожно. Неловкие и быстрые действия могут привести к появлению ожогов.
  5. Даже качественный инструмент может перегреться. Поэтому рекомендуется следить за уровнем нагрева рабочей части.

На момент выжигания может появиться неприятный дым, который не рекомендуется вдыхать. Работа должна проводиться на подготовленном рабочем месте. Отвлекающие факторы приводят к допущению ошибки, и работу придется начинать заново.

Какие насадки лучше приобретать

Достаточно приобрести для начала набор насадок. Вот так выглядит отличный набор, опробованный опытным путем:

Все насадки вряд ли будут использоваться. Главными, чаще всего употребляемыми, обычно являются насадки для прожигания линий (варьирующих их толщину). Клиновидные, конические, тонкие игловидные — должны быть обязательно. Латунные печатки, идущие в наборе, можно использовать для составления орнаментов — интересный результат гарантирован.

Мастер-класс: выжигаем смешного щенка


Для начала давайте сделаем панно с каким-нибудь милым животным, например, со щенком, в контурной технике. Приготовьте для работы следующее:

  • фанерная заготовка с обработанными краями;
  • мелкозернистая наждачная бумага;
  • копирка черного цвета;
  • простой карандаш;
  • эскиз;
  • краски, кисти, прозрачный лак для дерева;
  • пирограф.
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]