Гравюра на картоне — относительно молодой жанр искусства. По-простому этот вид работы называют «царапка», поскольку, чтоб добиться рисунка, то есть непосредственно гравюры, нужно процарапать какую-то поверхность. И для таких целей подойдет даже картон. Этот вид гравюр могут осилить не только люди со стажем в искусстве, но и начинающие художники.
Сама гравюра зависит от таких факторов:
- фактуры выбранного материала, в данном случае картона;
- высоты рельефа;
- силы нажима во время работы; линии можно делать разной толщины и интенсивности окрашивания.
Цветная гравюра на картоне
Гравюра своими руками на бумаге в домашних условиях: 4 способа. Мастер-класс
Сегодня будем делать гравюру, но гравюру не в чистом виде, а адаптацию на бумаге. Я покажу 4 способа изготовления гравюры в домашних условиях – все они простые и доступные. Сейчас продаётся большое количество промышленных гравюр для детей. Я дочкекупила на пробу парочку. Вот такая собачка получилась из одной из гравюр.
Делать гравюру меня научили ещё в шестом классе – один год у нас ИЗО преподавала замечательная тетенька. Я уже и имени её не помню, но до сих пор в поделках периодически использую то, чему она научила.
Гравюра своими руками – второй способ
- Черная гуашь (можно использовать любую, но в классическом варианте гравюра – в черных или коричневых тонах)
- Кисть
- Обычная свеча (можно заменить парафином, но мне кажется, что обычную свечу найти проще)
- Фоновое изображение
В качестве фона я использовала картинку из использованной книжки с наклейками про Лунтика. Дочь обожает наклейки, после того, как наклейки наклеены и книжка прочитана – она больше не используется, поэтому дома у нас скопилось несколько коробок таких книжек. Конечно, выкинуть жалко, да и периодически я оттуда что-нибудь вырезаю. Например, осьминожика
для штуки на холодильник для изучения дней недели.
Вырезаем фон нужного размера.
Натираем его обычной свечой – тщательно промазывая каждый сантиметр.
Я пробовала сначала такой .
Потом такой.
Свечка должна ложиться ровным слоем, без кусков. Поэтому цветная синяя меня больше устроила. Синий краситель свечи никак не повлиял на оттенок фонового рисунка.
Вот что получилось.
Теперь берем обычную гуашь.
И, не разбавляя гуашь водой, наносим ровным слоем на фон.
Воды не должно быть совсем, иначе, когда гравюра высохнет, черный слой не будет равномерно счищаться и останется вязким.
Когда прокрасили – отправляем сушиться на несколько часов.
Когда гуашь засохла – можно приступать к рисованию. Т.к. у меня в этом случае использован был конкретный рисунок и гравюра предназначалась для ребенка, то можно обойтись без узора и счистить необходимую поверхность.
Счищать засохшую гуашь можно ребром монетки. А для ребенка я бы все-таки рекомендовала пластиковое перо, например, такое.
Или можно использовать ручку с непишущим стержнем или же просто корпус от ручки, чтобы ребенок формировать привычку правильно держать ручку и карандаш – очень пригодится в школе.
Гравюра своими руками – третий способ
Этот или первый способ подойдет, если нужно в качестве фона использовать уже готовое изображение.
Что нужно для изготовления гравюры дома
- Целлофановая пленка
- Гуашь
- Ножницы
- Кисть
- Клеевой карандаш
- Картинка для фона
У меня была вот такая пленочка.
Можно использовать целлофановые пакеты – они хорошо держат форму, также подойдет прозрачный пластик (встречается в коробках с конфетами, в упаковке косметики и т.п)
Основой у меня будут вот такие бельчата.
Пленочку я приклеила по периметру при помощи клеевого карандаша прямо в книжке.
Теперь вырезаем.
Вот готовая фоновая картинка.
IMG_1300
Наносим слой гуаши.
Отправляем сушиться.
Когда гравюра просохнет, можно приступать к рисованию. Монеткой получаются довольно резкие линии.
Как альтернативу предлагаю именно для гравюры по пленке попробовать использовать смоченный в воде ватный диск или салфетку. Только ребенок весь перемажется. Но, если до этого ребенок занимался с пальчиковыми красками, то вы морально к этому готовы:)
Гравюра своими руками – четвертый способ
Если у Вас есть ненужные обложки от книжек с любимыми героями, можно использовать их для изготовления гравюры. Причем не потребуется ни воск, не восковые мелки. От глянцевой обложки книжки прекрасно отмывается гуашь.
Что нужно для изготовления гравюры своими руками
- Глянцевая обложка от книжки или журнала
- Гуашь
- Кисть
- Ватный диск или салфетка, смоченные в воде
Вот пример такой книжки с нужной нам глянцевой обложкой. Подойдут также и «глянцевые» журналы.
Вырезаем картиночку под нужный размер.
Закрашиваем гуашью, конечно же, без участия воды.
Влажным ватным диском или салфеткой, смоченной в воде «оттираем» гуашь от гравюры.
В отличие от уже готовых гравюр, где видно, что именно «скрыто» под черным слоем, гравюры, выполненные своими руками для малыша гораздо интереснее, т.к. срабатывает фактор неизвестности. Поэтому сантиметр за сантиметром стирая краску малыш удовлетворяет свое любопытство. Моему ребенку работа с гравюрой ну очень нравится.
В процессе работы с гравюрой ребенок:
- Развивает мелкую моторику
- Формирует навык держать ручку / карандаш
- Развивает чувство композиции
Удачной Вам гравировки!
Гравюра как вид визуального искусства
Очень часто данную творческую технику ставят в один ряд с изобразительным искусством. И действительно, общего у этих разновидностей творчества достаточно. Поделка в технике гравюры предполагает удаление защитного слоя с использованием специального инструмента – шпателя или пера. Сегодня в продаже можно найти готовые наборы для создания подобного шедевра. Альтернативный вариант – сделать поделку от и до своими руками. Рассмотрим подробно данную технику и постараемся понять, чем же полезна гравюра для детей?
Линогравюра
Линогравюра
– техника высокой печати, сходная с ксилографией. Изображение вырезается на линолеуме или другой полимерной основе и отпечатывается на лист бумаги. Впервые эта техника появилась в начале XX века, когда художники попробовали использовать для печати больших плакатов линолеум вместо деревянной доски.
Основное преимущество линогравюры перед другими видами иллюстрации – возможность тиражировать изображение, при этом сохраняя его рукотворную живость.
Линолеум
Преимущество этого линолеума в том, что материал специально разработан для работы штихелями. Это позволяет вырезать рисунок аккуратно и точно.
Можно использовать хозяйственный линолеум без фактуры, но обычно такой линолеум продается большими объемами. Кроме того штихели на нем ведут себя более непредсказуемо, что требует опыта вырезания.
Стамески (штихели)
Стамеска/штихель/резец — это ручной инструмент, предназначенный для работ по дереву или другим материалам, в число которых входит линолеум. Состоит из ручки, обычно деревянной, и металлической части.
Металлическая часть может иметь разную форму:
- Радиусная
– полукруглый поперечный профиль. - Плоская
— плоский поперечный профиль. Резцы различаются по ширине и толщине полотна и форме режущей кромки лезвия, которая может быть косой или прямой. - Коробчатая
или скобчатая — плоские прямые стамески с бортиками разной высоты. - Уголковая
— с профилем в виде угла, латинской буквы V.
Краска
Для печати линогравюр краска должна быть умеренно густой и не слишком быстро сохнущей.
Краски, которые можно использовать:
- Краска для линогравюры
- Типографская краска
- Гуашь
- Акрил
Акрилом печатают, добавив замедлитель высыхания (рекомендуется делать пробные отпечатки для определения нужной консистенции).
Дает возможность печатать линогравюру на ткани.
Валик
Валик нужен для раскатки и нанесения краски. Используют:
- Вальцмассовый
(желатино-глицериновый) валик
Классический полиграфический валик, но редко встречающийся на рынке.
- Резиновый валик
для обоев
Заменяет вальцмассовый валик и легко доступен для покупки.
Бумага
Для печати подойдет любая бумага
плотностью не меньше 160 г/кв.м, в том числе и картон. Очень интересные отпечатки получаются на цветной (тонированной) бумаге.
Линогравюру можно печатать также на ткани
и
дереве
.
Пресс
Для получения отпечатка в домашних условиях пользуются ложкой, скалкой или валиком
. Для профессиональных отпечатков используют
офортный станок или пресс
.
Другие материалы
- Замедлитель высыхания для акрила
Для печати акриловой краской.
- Медиум для фиксации краски на ткани
Для печати акриловой краской на ткани.
Наборы
Тем, кто хочет впервые попробовать работу в технике линогравюры, а также для детского творчества удобно приобрести набор для линогравюры
. В набор входит все необходимое, для создания отпечатка: краска, резцы, линолеум, пластина для раскатки краски, резиновый валик.
Как напечатать линогравюру?
1.
На обычной бумаге создается эскиз будущего отпечатка. Изображение должно быть зеркальным относительно того, которое вы хотите получить на отпечатке.
2.
Изображение переносится на линолеум через кальку.
3.
Маркером или карандашом уточняют детали рисунка. Часто те области, которые будут вырезаны, закрашивают темным, это помогает не запутаться в линиях в процессе резки.
4.
Резцами для линогравюры вырезают области, которые не должны быть покрашены. На отпечатке они будут иметь цвет той бумаги, на которой отпечатаны.
5.
На резиновый валик раскатыванием по гладкой поверхности равномерным тонким слоем наносится краска. Слой не должен быть слишком толстым, иначе краска зальет тонкие линии, но и не слишком тонким, из-за чего могут остаться сухие, не прокрашенные места.
6.
Готовым валиком переносят краску на линолеум, прокатывая несколько раз по его поверхности.
7.
На лист изображение можно перенести двумя способами. Можно класть лист на линолеум — этот способ подходит для плотной бумаги. Можно также перевернуть линолеум и положить на лист или другую поверхность, на которой нужно сделать отпечаток.
8.
Для того чтобы краска отпечаталась, лист нужно равномерно прижать или притереть к линолеуму. Обычно используют специальный станок или пресс, но в домашних условиях можно воспользоваться обычной ложкой или скалкой.
9.
После того как изображение будет перенесено, бумагу с отпечатком надо отставить просохнуть.
Печать в два цвета
Для печати в два цвета или больше под каждый цвет вырезается отдельная печатная форма. Весь остальной процесс проходит так же. При печати возможно небольшое смещение и наложение цветов (что зависит от опыта и аккуратности печатающего), но его также можно использовать как декоративный эффект.
Линогравюра в несколько цветов, автор Ольга Езова-Денисова / www.ezovadenisova.ru
ВОЗМОЖНОСТИ
В настоящее время линогравюра получила широкое распространение в разных областях, от детского творчества до профессионального дизайна.
Основные достоинства этой техники – достаточно простое исполнение, живая, эмоциональная картинка с характерной только для гравюры формой штрихов от штихеля, возможность многократного тиражирования изображения и использования на различных материалах: бумаге, картоне, дереве, текстиле.
Технику линогравюры используют:
- В школах и художественных учебных заведениях для ознакомления с искусством гравюры;
- Для создания иллюстраций, плакатов;
- В графическом, текстильном и прочих видах дизайна;
- Для создания картин технике гравюры;
- Для детского творчества;
- #
- А
- Б
- В
- Г
- Д
- Е
- Ж
- З
- И
- К
- Л
- М
- Н
- О
- П
- Р
- С
- Т
- У
- Ф
- Х
- Ц
- Ч
- Ш
- Щ
- Э
- Ю
- Я
Польза от данного вида творчества
Детские гравюры – это интересные и очень полезные поделки. Данный вид творчества развивает мелкую моторику, готовит руку к письму, учит ребенка быть внимательным и усидчивым. Если вы используете покупной набор, малыш учится обводить и проводить правильные линии. Многим детям нравятся самодельные основы для гравирования, на которых отсутствует разметка. При работе с таким материалом каждый раз приходится угадывать, что скрыто под краской и где ее следует стереть. Интересно и произвольное рисование на основе для создания гравюры с разноцветным фоном. Пробуйте творить вместе с ребенком, используя и готовые наборы, и самодельные. Помните о том, что законченная поделка может стать замечательным украшением интерьера или отличным подарком на праздник кому-то из родственников.
Творчество для детей – это безграничные возможности самовыражения и развития. Никогда не забывайте об этом и старайтесь регулярно делать разнообразные декоративные поделки с дочерью или сыном.
Гравюра на картоне: материалы, техника выполнения, способы
Гравюра на картоне появилась относительно недавно, сумев завоевать симпатии многих художников, в том числе и начинающих. Этот вид относится к высокой печати, т. к. пропечатываемые элементы образуются после выбирания резаками пробельных элементов, которые не будут касаться бумаги.
Необходимые инструменты
Данная техника требует, чтобы были подготовлены определенные материалы:
- надфили (можно заменить шилом, иглой);
- картон, который может быть любой фактуры и толщины. Для более профессиональной печати картон должен быть не меньше двух миллиметров;
- картон или бумага для оттиска, подойдет чертежная;
- резиновый валик или шпатель. В самом крайнем случае можно заменить кистью со щетиной;
- калька;
- копировальная бумага;
- оргстекло;
- тушь (не обязательно);
- масляная или акриловая краска, для детского творчества подойдет гуашь.
Гравюра на картоне
Иглы должны быть остро наточены, т. к. от этого зависит эффективность их использования и аккуратность проводимых линий.
Процесс и способы изготовления гравюры на картоне
- Рисование эскиза. Этот этап выполняется на обычной бумаге и включает в себя создание композиции, компоновку. При продумывании эскиза нужно учитывать, что создание изображения происходит за счет вырезания на картоне определенных участков.
Поэтому, чтобы избежать разрывов рабочей поверхности картона, выполнять рисунок стоит пятном или простыми штрихами, но не перекрестными. - После разработки эскиза рисунок переносится на кальку.
- Эскиз на бумаге разбивается на тени и свет. Свето-теневую разбивку проводят тушью или фломастером. Это поможет не запутаться при работе с картоном.
Если гравюра предполагается цветной, желательно выполнить цветовое решение. При этом надо учитывать, что процарапываемые на картоне детали будут светлыми. - С кальки эскиз переносится на картон. Это делается двумя способами:
- В первом случае рисунок на кальке рисуется очень мягким карандашом. Тогда для переноса его на картон достаточно будет просто положить кальку рисунком к картону и пригладить поверхность ложкой. Или же обвести не пишущей ручкой по просвечивающимся линиям. Но тогда есть вероятность, что не все линии пропечатаются, да и сам рисунок отобразится в зеркальной проекции.
- Во втором случае можно просто перевести рисунок через копировальную бумагу. Этот способ удобнее, а изображение можно сделать «смотрящим» как вправо, так и влево.
- На получившемся на картоне изображении надо при помощи инструментов вырезать пробельные элементы. Процарапывать картон следует аккуратно, т. к.
любой огрех будет заметен на готовой работе. Для лучшего сцепления с пигментом картон можно загрунтовать. В этом случае наносить рисунок можно горячей иглой для выжигания. Плюс грунта еще и в том, что он сохраняет штамп более долговечным и позволяет сделать рисунок четче. - Помимо процарапывания, можно клеить на картон аппликацию.
Особенно интересно будет смотреться результат использования настоящих веток, травинок, листьев. Техника аппликации хороша не только как вспомогательная, но и как самостоятельная. - После того как подготовительный этап окончен, можно переходить к заливке пигментом.
Независимо от того, предполагается конечное изображение монохромным или цветным, техника здесь одна: на оргстекло наливается небольшое количество нужного пигмента, равномерно распределяется на валик и переносится на картон. Переносить нужно слоем 0,1–0,5 мм, равномерно распределяя пигмент по работе.
Важно! При использовании масляной краски поверхности, взаимодействующие с ней, нужно грунтовать. Для других красок этого можно не делать.
- Если используется акрил или гуашь, то перед отпечатыванием краску, если она подсохла, нужно смочить. Высохший цвет не даст никакого эффекта.
- Далее происходит печать. Для этого в классической графике используется офортный станок. В домашних условиях он заменяется столовой ложкой без каких-либо надписей и узоров. Для отпечатывания на прокрашенный картон накладывается чистый лист плотной бумаги или картона бо́льшего размера. Для надежности его можно закрепить скрепками. Для создания рисунка лист приглаживается ложкой по направлению от центра к краям. Делать это нужно внимательно, не пропуская участков.
- Качество получаемого изображения проверяется при отгибании угла листа. После проглаживания всей поверхности лист надо аккуратно, не смазывая краску, отделить от картона.
- Дать изображению высохнуть.
Получившийся оттиск должен быть хорошего качества, без потеков краски, без дефектов. Прокраска должна быть равномерной, а изображение хорошо читаемым. В случае если есть какие-то огрехи, не стоит отчаиваться. Можно постараться исправить ситуацию, внеся исправления в наработку на картоне. А также можно менять цветовое решение, получая несколько вариантов изображения.
Учтите! Если нужно поменять цвет изображения, а картон был покрыт масляной краской, то предыдущий цветной слой нужно максимально удалить сухой салфеткой, т. к. даже тонкий слой масла может сохнуть до полугода.
Этапы выполнения гравюры на картоне
Оформление работы
Оформить работу не меньшее искусство, чем создание ее. Неправильно подобранная рамка может испортить впечатление даже от шедевра. Она не должна быть слишком громоздкой, отвлекать на себя внимание. Рамка — это лишь элегантное дополнение для картины, соответствующее настроению, цветовой гамме и тональному исполнению изображения.
Удачным решением будет бесшовное паспарту. Это рамка, выполненная из белого или тонированного картона (плотной бумаги). Ширина ее может начинаться от трех сантиметров, в зависимости от размера картины. Главное правило при создании паспарту — никаких швов.
Оно делается из цельного листа бумаги и наклеивается сзади на изображение. Верхняя и боковые части одинаковые по ширине, а нижняя немного шире. Например, если три полосы равны трем сантиметрам, то нижняя будет равняться — пяти.
Несмотря на простоту, такое оформление зачастую смотрится гораздо аккуратнее, чем полноценная рамка.
Оформленную в паспарту работу можно закрыть оргстеклом, размер которого выбран в соответствии с крайними границами рамки. Оно защищает изображение от пыли и грязи, а также придает аккуратность при вывешивании на стену. Если же хочется обойтись без него, картину стоит покрыть специальным лаком, подобранным с учетом использовавшейся краски.
Если гравюра выполнялась масляной краской, то не стоит сразу оформлять работу. Даже если верхний слой масла кажется просохшим, это впечатление обманчиво.
Такая краска способна сохнуть от шести месяцев и до нескольких лет, в зависимости от толщины слоя. Процесс сушки ускорится, если покрыть готовую работу тонким слоем ретушного лака.
В противном случае при оформлении сырой гравюры в паспарту, есть шанс увидеть на нем масляные пятна, что не добавит эстетической ценности работе.
Вывод
Гравюра на картоне — простой вид высокой печати, легко исполняемый в домашних условиях. Но для полного раскрытия техники и получения достойного результата стоит использовать если не профессиональные, то хотя бы качественные материалы.
Картон лучше брать плотный, не «съедающий» краску. Бумагу для оттиска предпочтительно применять акварельную (использовать глянцевую сторону) или чертежную. Тогда работа над гравюрой принесет море удовольствия и порадует прекрасным результатом.
Необходимые инструменты
Данная техника требует, чтобы были подготовлены определенные материалы:
- надфили (можно заменить шилом, иглой);
- картон, который может быть любой фактуры и толщины. Для более профессиональной печати картон должен быть не меньше двух миллиметров;
- картон или бумага для оттиска, подойдет чертежная;
- резиновый валик или шпатель. В самом крайнем случае можно заменить кистью со щетиной;
- калька;
- копировальная бумага;
- оргстекло;
- тушь (не обязательно);
- масляная или акриловая краска, для детского творчества подойдет гуашь.
Гравюра на картоне
Иглы должны быть остро наточены, т. к. от этого зависит эффективность их использования и аккуратность проводимых линий.
Алгоритм и способы изготовления гравюр на картоне
Гравюра на картоне — относительно молодой жанр искусства. По-простому этот вид работы называют «царапка», поскольку, чтоб добиться рисунка, то есть непосредственно гравюры, нужно процарапать какую-то поверхность. И для таких целей подойдет даже картон. Этот вид гравюр могут осилить не только люди со стажем в искусстве, но и начинающие художники.
Сама гравюра зависит от таких факторов:
- фактуры выбранного материала, в данном случае картона;
- высоты рельефа;
- силы нажима во время работы; линии можно делать разной толщины и интенсивности окрашивания.
Цветная гравюра на картоне
Как делается гравюра?
Из материалов для гравюры пригодятся:
- картон любого вида (упаковочный, переплетенный, прессшпан);
- иглы или надфили;
- ланцет;
- ножи.
Сама методика проходит в несколько этапов:
- Мягким карандашом или литографским изображают картину на кальке или глянцевой бумаге. После этого нарисованной стороной кальку прикладывают к листу картона. По ней сверху с нажимом водят специальной пластинкой. А вот дальнейший рельеф получают с помощью процарапываний или гравировкой штихелями, или аппликацией.
- Придать фактурность гравюре поможет водоэмульсионная краска. Закрепить результат нужно нитролаком, избегая при этом потеков.
Учтите, что эта методика является более профессиональной. Она выполняется вручную, но оттиск картины в таком случае не должен превышать 2030 сантиметров иначе к бумаге прилипнет не вся краска.
Для такой процедуры краску нужно выбирать густую, часто смешивают обычную масляную краску и белила, разведенные с олифой в соотношении 7:3.
Такой материал должен быть выдержанным несколько дней в открытой посуде.
Слой краски наносится на картон толщиной 0,1–0,5 миллиметра. Для печатания чаще выбирают краски на водной основе, смешивая их с глицерином. Бумагу наносят сверху на картон со слоем краски и начинают процесс притирки. Пластины, которые притирают бумагу, часто натирают воском. Это необходимо для лучшего скольжения.
Эта процедура может выполняться в механизированном режиме с помощью офортного станка. В этом случае на бумагу дополнительно накладывается доска и несколько слоев мягкой бумаги, тогда не будет нарушения рельефности оттиска.
Цветная гравюра может получиться только на картоне. Изначально делается оттиск теплого оттенка. Потом материал просушивается, и далее поочередно делаются оттиски других цветов. Эта процедура занимает достаточно много времени, но зато в гравюре можно достичь разных оттенков, рельефов и фактур на одной картонке.
Чтоб усилить оттиск гравюр, художники используют приладки, прикладываемые сверху листа, с которого выполняется оттиск в тех местах, где художник хочет насытить рисунок. А вот усилить эффект от цветовой гаммы может маска, которая кладется между бумагой и картонкой.
Сам инструмент гравирования — надфиль — нужно держать либо прямо, либо под углом 35 градусов. Бывают ситуации, когда самые маленькие прорези во время печатания сжимаются, и эффект от оттиска не достигается.
А также не используйте в этой технике перекрестную штриховку.
Проблема этой методики заключается в том, что во время ее применения на картоне будут вырываться целые куски из материала, поэтому оттиск будет некачественным, и вы не добьетесь нужной картинки.
Этот метод больше подходит профессионалам, поскольку человек, который сталкивается с подобной гравюрой в первый раз, может не понять принципа работы метода.
К тому же сделать правильный оттиск или нанести краску так, чтоб получился требуемый рельеф, будет особенно сложно.
Любые пятна, неровности не в запланированном месте могут смазать эффект гравюры, поэтому перед тем, как выполнять такую работу, нужно потренироваться. Или же выбрать простой вариант.
Вариант домашнего гравирования
Гравюру можно сделать своими руками. Принцип ее изготовления будет отличаться от художественного способа, но зато с его помощью можно будет интересно провести время. Такая гравюра на картоне называется «царапка». На картонку наносится фон. Он может быть однотонным и разноцветным.
Этапы выполнения гравюры на картоне
Сверху накладывается восковой слой черного цвета. А далее специальным ножичком на нем вырезаются разные фигуры или целая картина. Правда, рельефа в таких гравюрах не добиться, но результат может получиться очень красивым и изысканным. Часто такие рисунки продаются даже в детских отделах, но их можно изготовить самостоятельно.
Для этого понадобятся:
- картон;
- восковые карандаши;
- кисть;
- гуашь.
Картонку нужно полностью закрасить, это может быть разноцветный или однотонный фон. Сверху наносим гуашь на листок, не оставляя промежутков.
Лучше всего выбрать черную краску, тогда у гравюры появится контраст. После того как слой краски высох, можно с помощью царапающих инструментов гравировать картинку. Рисуйте изображения на свой вкус.
Вы можете менять толщину линии и оттиск благодаря силе нажатия.
А еще таким образом можно закрасить уже готовый рисунок. Чтоб он проявился на гравюре, нужно будет стереть верхний слой монеткой. Но такие вариации достаточно примитивны и подходят для детей.
Гравюра — довольно интересный вид искусства, который продолжает развиваться. Многое в нем зависит от мастерства художника. Но также этот жанр подойдет тем, кто любит экспериментировать и рисковать.
Готовые наборы для творчества фабричного производства
Сегодня в любом магазине игрушек или канцтоваров можно найти самые разнообразные наборы для детского творчества. Есть среди них и те, что предназначены для создания гравюр своими руками. Обычно в такой набор входят основа для создания объемного рисунка, специальный шпатель/штихель и инструкция. Под черным фоном может скрываться белое или цветное основание. Для удобства работы обычно линии, по которым следует проводить инструментом, уже отмечены цветом на черной основе. Стоимость набора «Гравюра для детей» колеблется в пределах 100-500 рублей. Все зависит от размера и сложности рисунка. Обратите внимание: на упаковке должен быть указан рекомендуемый возраст юного художника. Для самых маленьких выбирайте простые картинки небольшого размера, а для детей постарше и взрослых – более сложные. Внимание! В возрасте 3-5 лет малышам рекомендуется делать гравюры только в соавторстве со взрослыми. Задача родителей — рассказать про это творчество для детей, показать основные приемы и контролировать весь процесс.
Сухая игла
Гравировка сухой иглой называется так потому, что она проходит без покрытия поверхности пластины лаком и без травления (техники с химическим способом гравировки представлены ниже).
Для этой технологии используют иглы разного размера, шабер и гладилку. Вначале металлическую пластину готовят к работе: шлифуют, полируют, обрабатывают кромку и углы. Затем на пластину наносят желаемый рисунок с помощью графитного карандаша или тонкой иглы и приступают к процессу самой гравировки.
Нанесение изображения с помощью иглы.
Характер конечного изображения зависит от типа выбранной иглы и степени нажима на инструмент. Если мастер нажимает на иглу слабо, тогда получается линия с чистыми краями, при сильном нажиме края линий становятся рваными с выемками и поднимающимися вверх заусенцами (барбами). Во время печати краска заполняет эти выемки и скапливается у барб, за счет чего изображение получается очень насыщенным и бархатистым.
Характер линии при большом нажиме на иглу.
Отличить гравюру сухой иглой можно по таким признакам:
- линии имеют острые концы (часто и в виде крючков);
- на штрихах могут встречаться бархатистые наплывы краски, если барбы не стирались из-за многочисленных оттисков или не убирались принудительно;
- преобладают угловатые и спрямленные линии.
С. Масловский. Портрет жены художника. Сухая игла. 1905 г.
Офорт
Название этой техники произошло от французского слова eau-forte, что переводится как крепкая водка (в старину так называли азотную кислоту). Именно азотная кислота изначально являлась основным веществом для создания офорта.
При этой технологии металлическую пластину покрывают лаком, устойчивым к кислоте. Затем наносится рисунок и процарапывается иглами. После этого мастер погружает пластину в емкость с кислотой, что приводит к вытравлению незакрытого лаком рисунка. После промывки и высушивания процедуру несколько раз повторяют, добиваясь более глубокого травления на отдельных участках. На последней стадии защитный лак снимают керосином. Получившуюся печатную форму заполняют краской.
Травление подготовленного рисунка в кислоте.
Основные признаки гравировки техникой офорта:
- линии свободны и одинаковы по толщине на всем протяжении, имеют немного рваные края;
- точки всегда круглые или овальные;
- штрихи имеют притупленные концы;
- могут присутствовать точки и иные дефекты из-за повреждения лака кислотой (если мастер не убрал их).
А. Дюрер. Гравюра «Пейзаж с пушкой». Офорт на меди. 1518 г.
И. Шишкин. Гравюра «Лес». Офорт. Около 1890 г.