Можно использовать в работе разные бензопилы — за три-четыре тысячи рублей, купленные в гипермаркете по скидке, или за 15-20 — у официального дилера. Качество, работоспособность и ресурс у них будет разным. Но есть одни компонент, без которого вообще невозможно воспользоваться этим инструментом. Без правильной сделанной топливной смеси. Кажущиеся простыми инструкции оказываются в реальности не такими однозначными, а неправильно приготовленная смесь может вызвать печальные последствия.
Зачем мешать масло и бензин?
Большинство людей привыкли к обращению с четырёхтактными двигателями. Даже в мотоциклах этот вид моторов встречается теперь чаще двухтактников. Само по себе требование лить масло в бензин не приводит к пониманию процесса. Ведь в привычных автомобильных движках существует целая система, препятствующая смешиванию масла и топлива.
Весь фокус в особенностях устройства маломощных ДВС с двумя тактами работы. Они очень просты по конструкции и не имеют масляного поддона и насоса, который бы нагнетал жидкую смазку в нужные места. В картере помещается только цилиндр и кривошипно-шатунный механизм с коленвалом.
Чтобы обеспечить смазку, конструкторы пошли другим путём: обустроили систему каналов таким образом, что топливо не только проникает в камеру сгорания, но и омывает движущиеся узлы с обратной стороны поршня. Поскольку смазочные свойства бензина явно недостаточны для снижения трения, то в него и добавляют масло. Кстати, в силу этих особенностей кольца на поршне — исключительно компрессионные, маслосъёмных нет.
Какое использовать масло для цепи бензопилы?
Чтобы точно узнать, какое использовать масло для смазки цепи бензопилы, потребуется изучить указания ее производителя. Практически все компании-изготовители инструментов рекомендуют заливать средство, которое выделяется максимально высокими адгезионными свойствами. Это значит, что используемый для смазки цепи материал должен иметь сцепление с металлическими поверхностями цепи и шины.
Нужно разобраться, для чего смазке адгезионные свойства. Во время движения цепи по штатной шине пильный элемент достигает высокой скорости. Если в целях смазки использовать цепное масло для бензопилы, обладающее низкой адгезией, то больше половины жидкости по инерции будет слетать с верхней части шины, так и не доходя до ее нижней части. В результате такое масло покажет себя малоэффективным, и шина вместе с цепью из-за постоянного трения довольно быстро выйдут из строя.
Пропорции бензина и масла
Для нормальной работы двигателя масла требуется совсем немного. Его количество определяется всегда в процентном соотношении, так как бензобак у пил может быть различной ёмкости. К тому же, многие операторы готовят смесь с небольшим запасом, особенно если предстоит серьёзная работа. Ведь одного бачка современным инструментам при всей экономичности редко хватает больше, чем на 1 кубометр дров.
1/50
Это — стандарт, обусловленный высоким качеством изготовления современных двигателей. Характерен для большинства современных пил немецкого, швейцарского, американского, японского, итальянского производства. Одним словом, все пилы, выпущенные не более 10 лет назад всемирно известными брендами — Хускварна, Штиль, Олео-Мак, Макита, Эхо и другие — потребуют именно такой пропорции.Узнать об этом можно из инструкции.
Однако многие пилы чисто китайского производства тоже испытывают влияние усовершенствованных технологий обработки и сборки. Так, многие пилы отечественных брендов, собираемые в Поднебесной, также работают на смеси 1:50. Например, на недавно выпущенных моделях зубр этикетка с маркировкой пропорции появилась в виде картонного флажка прямо на рукоятке стартерного шнура, видимо, для тех, кто не любит заглядывать в инструкции.
1/40
Данное соотношение часто называется «обкаточным». Это значит, что после покупки новой пилы нужно будет лить в бензобак более обогащённую маслом смесь. В это время притираются подвижные детали цилиндро-поршневой группы, в процессе требуется большая по сравнению с обычной пропорция. После сжигания пары-тройки бачков в щадящем режиме можно перейти на рекомендуемое производителем соотношение.
Также пропорция 1/40 является общепринятой у некоторых производителей, например, в бензопилах Partner. Учитывая, что масла здесь чуть больше чем в предыдущем варианте, небольшое превышение нормы не повредит любому двигателю. При использовании качественных топлива и смазки возникает другой вопрос — цена довольно дорогих расходников.
1/25
На сегодняшний день считается устаревшей. Широко применялась в отечественных бензопилах старой конструкции вроде Дружбы или Урала. Сегодня её ещё моно встретить в некоторых китайских бензопилах класса «ноунейм» или брендированных торговыми сетями. Однако с каждым годом количество таких товаров сокращается и составляет самую бюджетную и низкокачественную нишу бензоинструмента. К тому же, для таких изделий не суть важно, насколько дорогое и качественное масло залито в бензобак — ресурс двигателя всё равно бессовестно мал при любых раскладах.
Последствия неправильной дозировки
Многие пользователи бензопил не уделяют должное внимание пропорции. 50 грамм больше или меньше — не всё ли равно? А зря: часто причиной неисправностей пилы является эксплуатация с неправильно приготовленной топливной смесью. Причём ошибиться или намеренно нарушить соотношение можно как в большую, так и в меньшую сторону.
Если масла много…
Среди владельцев бензопил бытует мнение «двигатель маслом не испортишь». Но не зря ведь придумывают необходимые параметры готовой смеси. Переизбыток масла тоже может нанести вреда и доставить неудобства. Ведь несмотря на улучшенные показатели сгораемости без остатка, часть углеводородов всё равно превращается в сажу и нагар. При малой концентрации их немного, а вот если обогатить смесь маслом в два раза против нормы, то и получится закоксовка. Особенно это опасно для дешёвых минеральных масел, которые не обладают «смывающим» эффектом.
Также с большой степенью вероятности вы обнаружите масло в воздушном фильтре при переливе карбюратора. Свеча также будет в нагаре — её нужно будет чистить, промывать и сушить. Также пары недожжённого масла осядут в глушителе, и при интенсивной работе будут выгорать, образуя шлейф копоти и искр.
После такой заправки практически все внутренности пилы придётся тщательно очищать и промывать. Самым весёлым «сюрпризом» будет «умирание»поршневых колец — но это уж в случае систематического злоупотребления переливом масла и работой под большой нагрузкой.
…или мало
«Жадность» при приготовлении топливной смеси сгубила не одну поршневую. Вот уж где действительно лучше «перебдеть», чем «недобдеть». Ведь если в первом случае вам грозит основательная «помывка» агрегата, то во втором придётся менять ЦПГ, а это на многих пилах вообще нерентабельно, а для других стоит весьма приличных денег.
Вывод: экономия бессмысленна. При отсутствии достаточного количества масла поршень начинает сильно тереть по цилиндру, так как при высокой температуре бензин слишком текуч, чтобы выполнять функцию смазки.
Печальный итог: задиры на поршне, угробленный двигатель пилы. В случае, если владелец вовремя одумается, он обнаружит, что поршень и цилиндр отливают красивой синевой. Сколько такие прослужат, не даст гарантии ни один мастер.
Рекомендации по составляющим
Даже соблюдающий пропорцию до грамма владелец бензопилы может навредить своему инструменту, если использует некачественные или несоответствующие предназначению компоненты. Общей рекомендацией является использование специальных жидкостей.
Два слова о масле…
Масло для двухтактных двигателей выпускается преимущественно для бензомоторного хозяйственного инструмента. Оно всегда окрашено в какой-нибудь яркий цвет — синий, зелёный, красный, розовый. Это делается для того, чтобы при добавлении в бензин становилось ясно, что это готовая смесь, которую уже можно лить в бензобак. У крупных производителей, например, Stihl, есть несколько видов масел, которые различаются по цвету.
Если у вас пила, к которой рекомендовано масло того же производителя, послушайтесь этой рекомендации, если вы новичок. Только методом проб и ошибок опытные «пиловоды» находят то самое масло, которое подходит им больше всего.
Не лейте в двухтактный двигатель моторное масло для автомобилей! Хотя в интернете полно отзывов тех, кто говорит «Лью, и полёт нормальный», поверьте: они ещё не показывали мастеру поршневую своего инструмента. Да и дым из глушителя вас вряд ли обрадует.
… и о бензине
Говорить, что в нефтедобывающей и перерабатывающей России бензин в основном плохого качества — значит повторять очевидное. «Попасть» на плохое топливо можно не только на безымянных АЗС, но и на крупных заправочных комплексах с громким именем. Качественный бензин очень важен для современных высокотехнологичных бензопил — он позволяет им работать с максимальной отдачей и минимальным износом. Общим требованием на сегодня является использование бензина с октановым числом не ниже 92. Он обладает оптимальными показателями для бензопил.
В старые советские агрегаты можно было лить 76-ой бензин. Сегодня не стоит это делать даже с дешёвыми китайскими пилами — вы лишь ускорите её «смерть». Не рекомендуется также впадать и в другую крайность — лить 95-й или даже 98-й в дорогой инструмент, думая, что ему от этого будет лучше.
Аркадий, 39 лет, Москва, консультант магазина бензотехники
Мы рекомендуем лить в двухтактные двигатели 92-й бензин, купленный в проверенных местах, в качестве которого вы не сомневаетесь. Приходят покупатели и спрашивают: чем лучше бензин, тем лучше пиле? Почему тогда не лить 95-й? Ведь более совершенные автомобили требуют только его.
Ответ: большая часть российского бензина 95 — это тот же 92-й, но с присадками, уменьшающими детонацию. Бензопиле этот параметр не важен, ей нужен максимально чистый бензин, так как присадки совершенно лишние. Поэтому логика проста: лучше чистый 92-й, чем более дорогой 95-й, но с ненужными присадками.
— Аркадий, 39 лет, Москва, консультант магазина бензотехники
Лучшие масла для цепей бензопил
На рынке можно найти наиболее качественные масла, использовать которые советуют практически все производители бензопил и компании-изготовители пильной гарнитуры к ним. Эти средства отличаются высокими адгезионными свойствами, что делает их эффективными при работе в сложных погодных условиях. В число этих смазок входит:
- масло Stihl ForestPlus – этот состав лучше всего использовать при температуре воздуха не ниже -15 ⁰ͦC. В продажу материал поставляется в таре, емкостью 1 или 5 л;
- смазка Stihl SynthPlus – обладает высокой адгезией с металлическими покрытиями. Состав показывает высокую эффективность при работе в условиях не ниже -25 ⁰C;
- масло Husqvarna Bio Advanced – одинаково хорошо показывает себя, как в нормальных, так и в экстремальных условиях. Средство отличается сбалансированным составом с повышенными адгезионными свойствами;
- смазка Makita Biotop – одно из топовых средств. надежно защищающих пильные органы инструмента от повышенного трения и преждевременного износа. Цена на это масло на порядок ниже продукции компании Stihl;
- масло Oleo-Mac Polar Lube – бюджетная смазка, которая выделяется низкой ценой и отличными параметры вязкости и адгезии.
Для смазки каждым из этих средств производители советуют использовать не более 5 мг смазки на один цикл работы.
Инструкция по приготовлению смеси
Когда качественное топливо и хорошее специальное масло подготовлены, осталось только приготовить смесь:
- Взять подходящую мерную ёмкость. Ко многим пилам такая прилагается бесплатно. Главное — чтоб у неё были деления и плотно завинчивающаяся крышка. Объём должен быть в два-три раза больше, чем у бензобака. Это позволит приготовить смесь с небольшим запасом.
- Пользуясь воронкой, налить бензин в подходящую тару. Не доливайте до края пальца на четыре, чтобы потом оставалось место на взбалтывание.
- Наберите подходящее количество масла в шприц со снятой иглой. Удобнее всего использовать 20-кубовый шприц — на литр бензина это как раз соответствует пропорции 1/50. Выдавите масло из шприца в ёмкость с бензином
- Закрутите пробку и взболтайте тару. После того, как вы её откроете, смесь должна быть равномерного бледного оттенка того цвета, каким было масло. После этого её можно смело лить в бензобак.
Советы бывалых
Богдан Михайлович, 51 год
Опыт владения бензопилами 14 лет
Сейчас масла развелось очень много, очень легко нарваться на подделку. Тут дело даже не том, что оно какое-то неправильное, просто обычная минералка, а вы её покупаете по цене фирменной именитой синтетики. Поэтому лучше берите у официальных дилеров — у них хоть поставки нормальные. Из фирм могу посоветовать Штиль, Орегон, Хускварна тоже неплохое, но как по мне, дороговато. В последнее время Зубр начал свои масла выпускать. Попробовал — вроде нормально, и дешевле, но в профессиональную технику лучше не лить. А для бытовых пойдёт.
Антон, 37 лет
Опыт использования бензопил в быту 6 лет
Я с удивлением вижу, как не только новички в бензотехнике, но и вполне седые дяди готовят целую канистру смеси, чтобы не делать этого каждый раз заново. Опомнитесь, люди, это смесь, она со временем немного расслаивается, осадок выпадает, свойства изменяются. она должна быть свежей. Максимальный срок её хранения — меньше месяца. А ещё лучше перед каждым сеансом болтать новую, руки не отвалятся, это минута дела. А потом жалуются на проблемы, на то, что пила чихает и всё такое. Конечно, масло отслоилось, цилиндр потёр насухую, получилась заусеница, а потом задир. В ремонт.
Какой бензин заливать в бензопилу?
Во время выбора подходящего горючего, каждый владелец инструмента должен отталкиваться от марки и страны-производителя имеющейся в хозяйстве модели. Старые пилы отечественного производства под названием Урал и Дружба лучше всего заправлять бензином марки АИ-80. В нем содержаться именно те присадки, которые необходимы для стабильной работы неприхотливых отечественных двигателей. Более современные отечественные модели рассчитаны на работу от 92-ого бензина.
Немного по-другому обстоят дела с импортными бензопилами. Моторы всех этих моделей рассчитаны на более щадящее топливо, поэтому немецкие, шведские, американские и японские бензопилы нужно заправлять исключительно бензином, марки АИ-92.
Важную роль при выборе бензина играет его состояние. Многие начинающие садовники уверены в том, что в топливный резервуар пилы можно заливать горючее, которое длительное время находиться в канистре. Некоторые считают, что инструмент итак работает в условиях постоянной пыли, и именно из-за этого в карбюраторе производители предусмотрели специальный компенсатор воздуха, который срабатывает при износе воздушного фильтра.
Это мнение в корне ошибочно. В результате длительного пребывания в канистре бензин теряет главные свойства, а его состав, в зависимости от материала емкости, пополняется молекулами пластмассы или металлической ржавчины.
Из-за длительного пребывания в канистре бензин начинает терять свои пары, а ведь именно они воспламеняются при запуске бензопилы. Именно из-за этого садоводы сталкиваются с рядом типичных проблем, в число которых входит:
- затруднение при запуске мотора;
- быстрое падение мощности ДВС;
- ускоренный износ элементов инструмента.
Чтобы не допустить этого, нужно регулярно использовать только свежее горючее с проверенных заправочных станций. Лучше всего покупать по 2–3 л бензина каждое утро перед началом работ в саду. Использование свежего бензина облегчит запуск бензопилы, и значительно продлит сроки ее эксплуатации.