Холодная сварка ПВХ труб: технология соединения клеевым способом своими руками


Холодная сварка для труб отопления – это клей для ликвидации протечек в трубопроводе, на котором отсутствуют сильные нагрузки, высокое давление, повышенные температуры. Такой ремонт системы отопления не имеет ничего общего с инверторной сваркой. Протечки устраняются благодаря высокой адгезии клеящего состава к поверхности. После схватывания холодной сварки итоговый результат не уступает по качеству классическому шву.

Нанесение средства не требует определенных навыков, поэтому ремонтные работы легко выполняются своими руками. Этот метод уместен в ситуациях, когда сваривание горячим методом опасно либо вызывает технические трудности. Он пригоден для точечной заклейки сантехники, радиаторов, труб, расширительных бачков и прочих конструктивных элементов отопительной системы.

Преимущества

  • надежное устранение трещин, сколов и протечек в бытовых трубопроводах;
  • безопасное использование, отсутствует деформация и напряжение на металле;
  • при формировании шва не допускается нагрев, не нужен дополнительный инструмент;
  • не плавит материал, подходит для ремонта металлопластиковых и пластиковых конструкций;
  • ремонт не занимает много времени, уместен для заделки течи в экстренном случае, необходимо строго соблюдать инструкцию производителя;
  • самый бюджетный способ ремонта водопроводных труб.

Как заделать дырку герметизирующей лентой

При помощи этого современного материала можно качественно устранять небольшие протекания на трубах, расположенных в санузлах. Внешне это – клейкая ткань, пропитанная специальными веществами. Чаще всего герметизирующей лентой заделываются стыки и соединительные элементы. Что касается прямых участков, то их также можно ремонтировать этим способом.

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ: Допускается или нет использование трубопроводов центрального отопления с использованием полипропилена

При использовании герметизирующей ленты важно соблюдать такую последовательность работы:

  • Место повреждение нужно хорошо почистить и высушить.
  • После растягивания небольшого куска ленты проводится обматывание его вокруг трубы. Важно, чтобы данная процедура сопровождалась постоянным напряжением в ленте, иначе возникнут складки.
  • Проводя наматывание, каждым новый виток следует укладывать на половину предыдущего. Упаковать трубу лучше всего двумя слоями герметизирующей ленты.

Главным недостатком этого метода является недостаточная стойкость ремонтного материала к солнечным лучам. Для достижения хорошей продолжительности службы намотанную ленту покрывают дополнительной защитой.

Недостатки

  • применяется только для мелкого ремонта повреждения трубы в местах, где отсутствует нагрузка;
  • требует тщательного соблюдения технологии нанесения, иначе не будет держаться;
  • в процессе сваривания необходимо соблюдать заданную температуру;
  • в отличие от инверторной сварки шов не является долговечным, это только временная мера.


Ремонт труб холодной сваркой

Обзор свойств и методик скрепления труб ПВХ

Изделия из непластифицированного поливинилхлорида характеризуются жесткостью и высокой прочностью. Полые с круглым сечением материалы также выделяются герметичностью, сроком службы свыше 50 лет (достигает векового показателя). Для монтажа коммуникаций чаще применяется клей для полипропиленовых труб.

Краткое техническое описание

ПВХ трубы обладают инертностью к коррозии, большинству химических реагентов и биологической активности. Подобные свойства пользуются спросом в обустройстве водопроводных и канализационных систем. Здесь полезны и другие характеристики, такие как:

  • механическая устойчивость к гидроударам и давлению до 1,6 МПа;
  • сохранение качества при температуре от -15 до +66 градусов по Цельсию (ХПВХ до +100 градусов);
  • стойкость к окружающим условиям (ультрафиолетовое излучение, перепады влажности, температур в допустимых пределах);
  • гладкость стенок обуславливает низкое гидравлическое сопротивление, отсутствие налета и наростов от солей с жирами (снаружи легко выполнять уборку);
  • безопасность для человека, животных и растений.


Пластиковый водопровод в жилом помещении Источник sakh.com
Также стоит отметить доступные цены и простой монтаж. Последнее подразумевает легкий раскрой, эластичность и способ скрепления отдельных элементов. Здесь достаточно иметь набор недорогих фитингов и клей для канализационных или водопроводных труб ПВХ.

Монтаж изделий

Сборка коммуникационных магистралей выполняется тремя способами: посредством раструбов, болтов или с использованием сопутствующих деталей. В первом случае применяются трубы для канализационных систем. С одной стороны они выполнены с утолщением, внутренний диаметр при этом совпадает с наружным основной части. То есть каналы или углы с тройниками просто вставляются друг в друга. Для герметичности соединений дополнительно стенки промазывают клеем для пластиковых труб.

В случае с вентиляционными системами склеивание не обязательно, можно ограничиться уплотнительными средствами. Здесь актуально иное соединение – фланцевое. Методика применима к трубам большого диаметра (ввод в здание, установка клапанов, задвижек, кранов).


Фланцевое соединение полимерных каналов Источник techfabinternational.com

Вторая методика распространяется на водопроводные изделия относительно малого диаметра. Здесь дополнительно используются фитинги. К ним относятся соединители (под разным углом), тройники, переходники с разными торцевыми диаметрами. Здесь для монтажа может понадобиться не только клей, но специальный утюжок для работ с полимерными трубами и фаскосниматель. За счет прочного и герметичного соединения (при соблюдении правил) метод иначе называется химической сваркой.

Разновидности клеящих составов

Холодная сварка востребована для точечного ремонта труб. В продаже предлагается клей зарубежных и отечественных брендов. Он различается не только стоимостью, но и качеством. Хорошо зарекомендовали себя такие материалы:

  • Abro и HI-Gear — импортные;
  • Алмаз и Полимет — отечественные.

Главным элементом является эпоксидная смола, придающая ингредиентам однородного состава и пластичности. В качестве дополнительных компонентов применяются минеральные добавки: оксид железа, сера и другие, влияющие на качество адгезии. Их наименование и количество каждый производитель определяет самостоятельно. Для усиления прочности после застывания используется металлический компонент.

Обзор лучших марок

Во всех рейтингах клеев для труб ПВХ лидируют торговые марки Tangit (Германия), Genova (США), Griffon (Нидерланды), Gebsoplast (Франция). Покупатели неплохо отзываются о клеях «Феникс», «Винилит», «Марс» и других, но они не настолько востребованы и популярны.

Все виды клея для полимерных труб действуют по одному принципу, выпускаются в упаковках различного объема, а выбирать подходящий состав следует в зависимости от назначения и технических характеристик.

Галерея изображений

Фото из

Надежная «пара» — клей и растворитель Tangit

Клей Genova – состав от производителя труб

Универсальный клей Griffon в упаковке объемом 1 л

Клей Gebsoplast для водопровода и канализации

Критерии выбора труб и вида клея

Холодная сварка для труб различается по консистенции и составу. Жидкий клей производят двухкомпонентным – в виде клеящей смеси и отвердителя. Их соединяют в определенной пропорции непосредственно перед применением. При выборе материала для заклейки дефектов нужно учитывать состав и назначение. Пластичный аналог по консистенции напоминает пластилин. Его продают в виде однокомпонентной либо двухкомпонентной смеси. Он изготавливается в форме бруска, который перед использованием тщательно разминают. Производители предлагают такие разновидности холодной сварки:

  • для металла – пригоден для временной заклейки течи в металлическом трубопроводе с низким давлением, резервуаров, карбюраторов и радиаторов автомобилей;
  • для пластиковых труб – специализированный состав для пластиковых и пластмассовых деталей, хорошо устраняет трещины на корпусе, пригоден для пвх труб, хорошо герметизирует соединения;
  • универсальный – может использоваться для пластмассовых, металлических, полипропиленовых, стеклянных и керамических изделий, хуже склеивает по сравнению со специализированными составами;
  • для сантехники – устраняет трещины и течи на раковинах, унитазах и прочих фарфоровых и фаянсовых сантехнических приборах.


Разновидности клеевых составов холодной сварки

Правила работы с клеевыми составами

При работе с клеем всегда следует читать рекомендации производителей. Многие составы нельзя оставлять открытыми более нескольких минут, т.к. они быстро схватываются, что затрудняет их дальнейшее использование. Среднее время, в течение которого клей может оставаться открытым, – 4-5 минут.


Летом и зимой составы застывают быстрее всего: при высокой температуре окружающей среды клей может стать непригодным уже через 1-2 минуту, а при низкой – увеличивается вязкость. Поэтому следует обращать внимание на указания производителя относительно температурного режима работы

При покупке конкретной марки клея стоит обратить внимание на его подготовку к работе. Некоторые виды достаточно просто перемешать, а вот двухкомпонентные составы приходится правильно соединять, следить за их консистенцией.

Есть риск неправильного смешивания, что приводит к утрате или изменению клеящих свойств.


Следует обратить внимание на растворитель для обезжиривания поверхностей. Лучше всего выбрать состав той же фирмы, что и клей. Даже если на упаковке клеевого состава написано, что обезжиривание не обязательно, имеет смысл все-таки протереть склеиваемые поверхности качественным растворителем

Цвет и вязкость имеют значение. Опытные сантехники отдают предпочтение составам средней вязкости. Их легко наносить, а при соединении деталей такой клей не растекается, его не приходится лишний раз удалять салфетками.

Что касается цвета, то бесцветный состав подходит для белых и цветных труб. Его не видно, даже если капли выступили за пределы склеиваемой зоны и застыли.

Использование холодной сварки для ремонта протечки трубы

Перед началом работ по свариванию необходимо перекрыть краны запорной арматуры, слить воду, обеспечить хороший доступ к проблемному участку. Участок с трещинами и сколами очищают от загрязнений, обезжиривают. Обязательно удаляют старые слои краски. Застарелую краску в месте течи можно очистить крупнозернистой наждачной бумагой либо болгаркой, используя специальные насадки.

Если ремонтные работы выполняются в отопительный период, слив воды из системы выполнить не всегда получится. Заделку дефектов проводят на функционирующей магистрали. При этом не следует рассчитывать на качественную адгезию между материалами. Стекающая жидкость не дает возможность хорошо прилипнуть клею к участку.

Пошаговая инструкция по использованию состава

Перед тем как начать склеивать пластиковые трубы, следует убедиться, что в помещении обеспечена нормальная циркуляция воздуха, а температура находится в пределах 5-35°С.

Помимо материалов, для работы потребуются некоторые инструменты:

  • для разметки – маркер и измерительные инструменты;
  • для отрезания труб – ножницы-труборезы, электролобзик или ножовка;
  • для зачистки поверхностей – наждачная бумага;
  • для обезжиривания – растворитель;
  • для нанесения состава – сам клей, кисточка из натуральной щетины (некоторые клеи, в т.ч. Tangit, сразу комплектуются подходящей кисточкой) или клеевой пистолет.

Подготовка поверхностей – архиважный этап склеивания деталей. Они должны быть идеально гладкими и обезжиренными. Если на трубе останутся загрязнения, клей возьмется только поверх них, образует пленку, но с самой поверхностью будет плохой контакт. Это может привести к появлению протечек со временем.

Трубы ПВХ готовят к предстоящему склеиванию в несколько шагов:

Галерея изображений

Фото из

Шаг 1: Приобретение фитингов для раструбного соединения

Шаг 2: Примерка и разметка труб

Шаг 3: Разметка труб для выполнения подготовки

Шаг 4: Правила выполнения холодной сварки

Технология склеивания трубопроводов:

  1. Разметка труб. Перед началом монтажа трубопровода должны быть подготовлены проект и подробная схема. По ним замеряют и размечают трубы.
  2. Разрезание труб. Следующий этап – подготовка отрезков нужной длины. Лучше всего использовать труборезы, но подойдут и другие инструменты. Главное, чтобы места разрезания были ровными. Края зачищают наждачной бумагой.
  3. Склеивание элементов системы. Удобнее всего – клеевой пистолет. С его помощью можно равномерно и аккуратно распределить состав по поверхности. Если пистолета нет, следует воспользоваться кистью. Клей наносят так, чтобы в выбранной зоне не осталось свободных от него участков.
  4. Соединение деталей. Для соединения элементы системы прижимают друг к другу как минимум на 20-30 секунд. За это время состав густеет, становится более вязким. Потом деталь можно отложить на сутки. Важно, чтобы сила сжатия была достаточной, иначе стык может подтекать при эксплуатации.
  5. Очистка труб. Как бы аккуратно ни был нанесен клей, он может выступить за пределы намеченной зоны. Его убирают сразу же, пока не застыл. Для этого подойдет влажная салфетка, ветошь или губка.
  6. Полимеризация состава. Для отвердевания клея нужно 20-24 часа, поэтому лучше не трогать систему раньше. Нельзя сдвигать, разъединять и снова соединять детали, пускать воду по трубам.

Когда процесс полимеризации клея завершится, следует проверить эффективность работы системы. Ее запускают в рабочем режиме и тщательно исследуют все стыки.

Если нигде не подтекает, все в порядке. Если же обнаруживаются протечки, соединения дополнительно герметизируют.

Галерея изображений

Фото из

Этап 1 – ровное разрезание трубы

Этап 2 – снятие фаски с трубы

Этап 3 – нанесение клеевого состава

Этап 4 – процесс склеивания деталей

Важный нюанс: при склеивании деталей нужно работать предельно четко. Отрезок трубопровода вставляют в фитинг одним движением. Оно должно быть не резким, но быстрым. Когда труба вставлена, ее нельзя покачивать или прокручивать, чтобы не снизить прочность соединения.

Можно ли холодной сваркой отремонтировать батарею отопления

Для металлических контуров отопления приобретают специализированный клей, допускающий ремонт и эксплуатацию трубопровода с высокой температурой. Холодная сварка для стальных батарей отопления позволяет устранять свищи в контурах подачи горячей воды. Такой способ заделки дефектов используют временно. При первой возможности рекомендуется сварить данный фрагмент инверторным аппаратом.


Ремонт батарей отопления холодной сваркой

Данный метод не рекомендуется применять на сложных конструктивных элементах отопительной и водопроводной магистрали. С помощью клеящего состава выполняют только поверхностный ремонт чугунных, стальных и алюминиевых трубопроводов, радиаторов, расширительного бачка при условии, что к месту дефекта имеется свободный доступ. Клеящая смесь не является полноценной сваркой. Она устраняет дефект посредством заклеивания трещины, поэтому при механическом воздействии адгезия нарушается. Соединение не устойчиво «на отрыв».

Чем устранить течь в системе отопления дома

Если течь сильная, и простым хомутом ее не удается перекрыть, и отопительный контур с жидкостью придется отключить. Неважно, где обнаружена течь – на трубе отопления или водоснабжения — устранение протечки будет возможным только при отключении подачи воды. Отключенный контур дает простор для ремонта: можно заодно проверить всю трассу, и отремонтировать (заменить) все подозрительные участки.

Начнем с самых простых способов устранения протечки на трубе отопления:

Заклеить щель или дыру тканевой (стеклотканевой) заплатой, обильно смазанной эпоксидным клеем. Заплатки (их должно быть 2-3 штуки) нарезают в два раза шире, чем диаметр трубы, длина должна позволить обернуть трубу 5-7 раз. Вокруг нарушения металл зачищается наждачной бумагой, напильником или болгаркой, участок хорошо просушивается, и на него наносят эпоксидную смолу. Ткань можно пропитать клеем заранее, а можно обмазывать ее по мере наматывания на трубу – как будет удобнее на месте. Последний тканевый слой не пропитывается клеем, и конец ткани закрепляется шнуром или проволокой. Высыхает эпоксидка на трубе по-разному: при температуре 20 0 C-25 0 C достаточно нескольких часов, при температуре ниже 18 0 C не хватит и суток.

Если вы ремонтировали трубу центрального отопления, то система работает под бо́льшим давлением, чем индивидуальное отопление, и при первичной подаче воды в контур после ремонта может произойти ощутимый гидравлический удар, который может просто сорвать заплату. Поэтому вентиль подачи следует открывать медленно, отслеживая место с заплаткой визуально.

Увеличить прочность заплатки можно добавлением в эпоксидный клей бронзовой или алюминиевой пудры. Если не удалось пудру купить, ее можно сделать дома, сточив мелким напильником или надфилем поверхность какой-либо детали из цветного металла. При добавлении такой пудры можно делать не 5-7 витков ткани, а 2-3, а ремонтировать такой участок станет проще и быстрее.

Заводские материалы

Из готовых растворов, клеев и жидкостей можно использовать термоустойчивый водонепроницаемый герметик, чтобы заделать течь. Подобные клеевые составы производятся специально для ремонта систем отопления. При покупке проследите, чтобы на этикетке стояло слово «нейтральный» — это значит, что ваш клей не разъест цветной металл и прилегающие к нему материалы.

Также для ликвидации протечек хорошо подходит холодная сварка:

  1. Жидкое эпоксидное вещество, которым удобно пропитывать тканевые заплатки, которые накладывают на дырку водопроводной трубы. Некоторые составы могут работать и по влажной поверхности;
  2. Полутвердые пластичные составы. Выглядит такая холодная сварка, как небольшой кусок пластилина, состоящий из двух разнокомпонентных полосок. Разминаете пластилин в руках до появления пластичности вещества (ладони должны быть влажными – смочите их в воде), закрываете отверстие трубы небольшим куском, и размазываете по очищенной поверхности. Для затвердевания достаточно 10-15 минут, после чего заплатка становится такой твердой, что ее трудно взять даже напильником.

И жидкая, и твердая холодная сварка содержит токсины, поэтому работать с ней рекомендуется в резиновых перчатках.

Заделка соединений на трубах и между секциями радиатора

Если подтекают соединения на стыке труб или фитингов, то, в зависимости от разности диаметров, можно трубопровод заделать металлическим хомутом сразу или на место с меньшим диаметром сначала подмотать резину. Резиновая лента легко наматывается даже под напором, прекращая сильную протечку.

Для герметизации резьбового соединения в месте подмотки пакли или ФУМ-ленты хорошо помогает клей БФ-2. Предварительно паклю пропитывают спиртом, затем обмазывают клеем. Растворенный спиртом клей пропитывает подмотку, а после высыхания образует плотный водонепроницаемый слой.

Чем еще пропитывают подмотку и чем можно замотать трубу, чтобы она не текла: в большинстве случаев используют обычную масляную (не нитро) краску. Для этого оборачиваете паклю вокруг резьбы, краску наносите кисточкой, а после затягивания резьбы этот участок еще 2-3 раза прокрашиваете. Включать отопление или водопровод можно только через 2-3 суток.

Если заделать так своими руками течь не удается, нужно отключить отопление или водоснабжение, и переделать место резьбового соединения: старую подмотку полностью убрать, резьбу зачистить и обезжирить. Новую паклю или ФУМ-ленту нужно замотать с предварительной пропиткой герметиком или краской.

  1. При протечке металлопластикового фитинга течь водопроводной сети устраняют проще: остановить течь можно простым поджатием резьбы. В 90% случаев это помогает;
  2. Медный контур для прекращения течи нужно только паять;
  3. Трубы из пропилена на отопительном контуре ремонтируют заменой треснувшего участка на новый отрезок трубы – для этого необходим специальный сварочный аппарат для сварки ПП изделий – других способов заварить пропилен не существует.

Если вы не знаете, что делать при протечке между секциями батареи, то самый распространенный ремонт – это замена прокладки между элементами радиатора, или замена ниппеля. Для этого система отключается, производится замена вышедшей из строя детали на новую. Других вариантов нет, кроме временного ремонта – наложения заплатки по описанному выше методу. Это – довольно сложный процесс, так как у алюминиевых радиаторов расстояние от секции до секции очень маленькое.

Чтобы заделать течь на алюминиевой поверхности между секциями, нужно исхитриться как-то зачистить труднодоступные места. Для этого можно использовать трос – его нужно обмотать вокруг места протечки, и тянуть поочередно за концы, пока вся краска не сотрется. Чистая алюминиевая поверхность заклеивается эпоксидкой, замешанной на алюминиевой пудре, или при помощи холодной сварки.

Мало кто знает, но можно замазать трубу отопления обычной поваренной солью! Небольшое отверстие на водопроводной трассе или на трубе отопления сразу перестанет течь, если натереть его щепоткой соли. Если отверстие немаленькое, то соль используют вместе с обычным бинтом – перематывая место протечки, бинт присыпают солью.

Если алюминиевый радиатор потек, то ремонт – это временная мера на один сезон. Для прохождения следующей зимы радиатор нужно менять – он обязательно потечет в другом месте.

Как устранить течь на радиаторе

Не между секциями, не на резьбе, а просто на теле радиатора – такие случаи происходят в основном с чугунными или стальными приборами из-за каверн, которые попадаются в литье. Временный ремонт можно провести так:

  1. Самый простой и быстрый способ останавливать течь, если дырка маленькая – забить в нее деревянный чопик (пробку). Сравнять его с поверхностью изделия, замазать герметиком или холодной сваркой;
  2. Кроме древесины, хорошо сработает саморез или пресс-шайба. Метиз тоже нужно смазать герметиком перед вкручиванием в отверстие.

Протечка скрытых труб

Понятно, что это – самая большая неприятность, которую можно представить в только что отремонтированной квартире. Существует два варианта, чем замазать чтобы не текла труба в стене или под полом:

  1. Если это трасса отопления, то в расширительный резервуар добавляют 100 граммов сухой горчицы. Достаточно 2-3 часов, чтобы мелкие отверстия затянулись. На следующий день нужно горчичную воду из системы слить, и залить новый чистый теплоноситель. Это делают для того, чтобы не забились фильтры в контуре отопления;
  2. Горчица – это народный бытовой метод, но так же работают заводские герметики, которые нужно заливать в теплоноситель, чтобы труба не текла. Принцип тот же – на следующий день жидкость сливают и меняют на чистую.

Подходящие марки

Клей для пластика занимает значительную часть производства, поскольку в данном сегменте требования к составу не такие строгие, как, например, к средствам для соединения металлов. В продаже имеется широкий выбор продуктов как отечественных, так и зарубежных производителей. Рассмотрим наиболее популярные товары среднего ценового сегмента:

  • Hi-Gear Супершпатлевка для пластика HG6505. Страна-производитель – США. Универсальное средство для соединения изделий из пластмассы, стекла, ПВХ, керамики, металла. Отличается высокими параметрами водостойкости. Не растворяется нефтепродуктами. Время полной полимеризации составляет 1 час. Максимальная рабочая температура – +204 градуса Сº. Прочность при растяжении – 500 кг/см².
  • DoneDeal DD6659 Cуперадгезив для пластика. Еще один продукт американского производства. Показания к применению: пластик, полипропилен, поливинилхлорид, стекло, плексиглас и прочие полимеры. Время полной полимеризации – 24 часа. Термоустойчивость в пределах от -50 до +94 градусов Сº. Прочность при растяжении – 204 кг/см².
  • Mannol 9827. Продукт литовского производства. Однокомпонентный клей универсального применения. Высокая скорость полимеризации – 15 минут. Диапазон рабочих температур – от -10 до +80 градусов Сº.
  • Холодная сварка Универсальная LAVR Ln1721. Товар от российского производителя. Представляет собой высокотемпературный и водостойкий двухкомпонентный клей с универсальными свойствами. Возможно применения на влажной или масляной поверхности. Предельная прочность достигается через 2,5 часа. Рабочая температура от -60 до +150 градусов Сº.
  • Клей-холодная сварка для пластика «ASTROhim» AC-9321. Российский продукт. По своим техническим характеристикам является аналогом предыдущего товара. Производитель рекомендует к использованию в автомобильной сфере. Например, заварить пробоину в расширительном бачке системы охлаждения.

Важно! Приобретайте холодную сварку от проверенных производителей. Остерегайтесь некачественных продуктов сомнительного производства. Особое внимание обращайте на срок годности товара.

Ремонт радиаторов

Технология работ с радиаторами аналогична той, которую применяют при ремонте труб. Поверхность так же готовят — чистят, моют, обезжиривают.

Разминают необходимое количество сварки (обычно это шарик около 20 мм в диаметре) до получения равномерного цвета и повышения температуры материала, а затем придавливают и разглаживают его на поврежденном участке, фиксируя при помощи зажима или ветоши.

Вода должна быть заблаговременно перекрыта. Свищи в радиаторах устраняют при помощи стеклоткани — ею обматывают поврежденный участок и пропитывают заплатку жидким клеящим составом.

Полимеризуется состав обычно за промежуток от 30 до 40 минут, но стоит выдержать сутки перед тем, как вновь использовать отремонтированную батарею.

Холодный способ сварки поможет выиграть время до конца отопительного сезона при появлении протечек и создаст надежные временные швы просто и быстро.

Описание и отличительные особенности

Жидкая сварка для пластика представляет собой полимерную клейкую смесь для сцепки деталей одинаковой и различной структуры. Основной отличительной чертой методики такого ремонта является то, что нет необходимости подвергать материал нагреванию или плавлению.

Пластик склеивается благодаря компонентам, что находятся в составе клеящего средства. После высыхания массы, соединение получается близким по надежности к материалу, восстановление которого осуществлялось.

Компоненты холодной сварки по пластику таковы:

  • добавки (минеральные);
  • эпоксидные и аминовые смолы;
  • крошка металла.

Применить такой клей можно не только в тех случаях, когда требуется ремонт пластиков. Также с ее помощью можно восстановить поверхность таких материалов, как: древесина, металлические сплавы и т. д.

Клеящие вещества могут быть универсальными. В таком случае их можно использовать для склеивания различных материалов. Однако они формируют менее надежное соединение, чем специализированные составы для определенной поверхности.

Технология сварки полипропиленовых труб, советы специалиста

Полипропиленовые трубы отличаются от традиционных металлических труб доступной стоимостью и простотой установки. Произвести монтаж таких коммуникаций можно самостоятельно, главное – освоить технологию сварки полипропиленовых труб, разобраться в специфике работы с материалом, четко следовать инструкциям и рекомендациям специалистов этого профиля.

Общие сведения по сварке полипропиленовых труб

Сегодня происходит повсеместная замена старых металлических труб на современные полипропиленовые, которые выполнены из особого вида пластика – рондом-сополимера.

Полипропиленовые трубы используют для обустройства различных коммуникаций (холодный трубопровод, транспортировка горячей воды, системы отопления). Между собой трубы отличаются толщиною стенки (PN10, PN16, PN 20) и наличием стабилизированной алюминиевой фольги (PN20Al).

Порядок установки трубопровода позволяет соединять трубы между собой без дополнительных комплектующих (переходников, тройников, фитингов или уголков), а при помощи различных способов сварки. Разработанная технология сварки полипропиленовых труб охватывает спайку трубопроводов различного диаметра и любых видов соединений: вварных секций, поворотов, обводов, крепежных и запорных арматур.

При работе с полипропиленовыми коммуникациями важно помнить, что демонтаж системы – невозможен.

Сваренное или спаянное соединение разъединить не получится. Поэтому при сварке пластиковых труб действовать надо внимательно, без спешки, следуя разработанному эскизу будущей системы отопления или водоснабжения

Одно из условий получения крепкого и качественного сварочного шва – соединяемые участки труб должны быть изготовлены из полимеров одного и того же химического состава. Поэтому, лучше выбирать трубы одной марки, а цвет значения не имеет.

Сварка полипропиленовых труб может осуществляться встык и в раструб. Спайка труб первым способом проводится без применения фитингов.

Второй способ – более надежный, но чаще применяется для соединения труб небольшого сечения или при необходимости изменения направления трубопровода. При этом используют соединительные элементы, изготовленные из того же полимера, что и трубы. При спаивании происходит оплавление соединяемых деталей – внешней части трубы и внутренней поверхности фитинга.

Технология полифузной сварки труб из полипропилена

необходимые инструменты и оборудование

Для того чтоб грамотно соединить полипропиленовые трубы нужно подготовить подробную схему будущего трубопровода, разметить все повороты, расположение запорной арматуры и подготовить необходимые инструменты.

Для полифузной сварки понадобится:

  • аппарат для сварки полипропиленовых труб;
  • насадки для сварочного аппарата;
  • контактный термометр;
  • труборез или кусачки;
  • шейвер;
  • фаскосниматель;
  • метр;
  • маркер;
  • несинтетическое полотно;
  • спирт.

Сварочный аппарат, или как его называют в народе, паяльник для сварки полипропиленовых труб состоит из нагревательной плиты, терморегулятора и держателя. Плита нагрева имеет два отверстия для крепления спаивающих элементов.

В комплект с паяльником обычно входят насадки для сварки полипропиленовых труб диаметром 20, 25, 30 и 40 мм. Их достаточно для соединения любых трубопроводов бытового назначения. Железные насадки имеют тефлоновое покрытие – это препятствует прилипанию оплавленного пластика к поверхности насадки.

Иногда в набор сварочного аппарата входит и труборез, который обеспечивает практически идеальный срез точно и быстро.

Рекомендации и порядок работы со сварочным аппаратом, изложенные в инструкции к оборудованию, необходимо строго соблюдать, чтоб избежать порчи труб и возникновение аварийной ситуации на трубопроводе

Некоторые специалисты предпочитают пользоваться кусачками, которые справятся с резкой различных видов полипропиленовых труб, в том числе и с армированными стекловолокном или алюминием.

Для сварки армированных полипропиленовых труб понадобится шейвер, с помощью которого зачищают края труб перед спайкой.

Фаскосниматель необходим тогда, когда труба тяжело устанавливается в муфту. Устройство снимает фаску с кромки под углом 60 градусов, ширина среза – до 40 мм.

подготовительный этап сварки

Сварка пропиленовых труб своими руками начинается с подготовки инструмента к работе:

  • к сварочной машине прикрепить насадки нужного размера;
  • выставить температурный режим паяльника и включить его в электрическую сеть (время нагрева во многом будет зависеть от температуры воздуха);
  • перед работой тефлоновую поверхность насадок надо протереть несинтетической тканью;
  • температуру нагрева сварочного аппарата можно контролировать с помощью контактного термометра;
  • функциональность резака или трубореза надо проверить на опытном образце трубы – разрез должен быть без впадин, в противном случае надо заточить инструмент.

Трубы соединения надо подготовить к сварке следующим образом:

  • просмотреть стенки деталей, фитинги должны быть в рабочем состоянии;
  • сваривающие штуцеры и трубы надо очистить и обезжирить (протереть спиртом);
  • фитинги должны плотно «сидеть» на оправе;
  • отмерить и отрезать трубу нужного размера;
  • торец трубы, подготовленной к сварке, лучше скосить под углом 30-45 градусов (особенно актуально для труб диаметром более 40 мм) – при вводе трубы в фитинг материал не задерется;
  • по всей длине соединения надо снять окисленный слой;
  • в армированных трубах на концах соединения надо снять слой алюминия с помощью шейвера;
  • на трубах, армированных стекловолокном такая зачистка не нужна;
  • трубу предварительно вставить в фитинг и наметить маркером глубину входа; труба должна быть посажена в муфту фитинга не до упора (оставляют зазор 1 мм), чтоб сечение трубы при пайке не сузилось.
последовательность сварки полипропиленовых труб
  1. Приступаем к сварке полипропиленовых труб. Инструкцией предусматривается выполнение таких действий:
  2. Непосредственно перед соединением труб провести их повторное обезжиривание.
  3. На насадку разогретого паяльника сначала надеть деталь фитинга, а затем – трубу.
  4. Во время нагрева поворачивать детали нельзя, чтоб они не деформировались.
  5. Выждать необходимое время сварки полипропиленовых труб. Интервал зависит от мощности прибора и размера трубы.
  6. Оплавленные детали снять с насадок и соединить между собой равномерным плавным нажатием без осевого поворота.
  7. Свежий шов удерживаем до частичного охлаждения на протяжении 30 секунд.
алгоритм сварки вварных секций

Если трубопровод уже установлен и возникла необходимость его разветвления, то необязательно деформировать систему и разбирать участок труб, достаточно – грамотно вварить седло.

Порядок установки вварной секции следующий:

  1. Разметить место будущего ответвления и просверлить в нем отверстие (надо использовать специальное сверло для пластиковых труб).
  2. Очистить, при необходимости, выскоблить алюминий и обезжирить отверстие.
  3. На сварочный аппарат установить насадку нужного размера и разогреть инструмент до 260 градусов.
  4. Держа аппарат за рукоятку, установить разогретую насадку в отверстие.
  5. Штуцер нагрева варочного седла надо вставить в нагревательную гильзу (до упора) и выдержать время нагрева (около 30 секунд).
  6. Сварочный аппарат вынуть из трубы и очень быстро соединить варочное седло с оплавленным отверстием.
  7. Седло надо прижать плотно, сопоставив оси, не вращать и не расшатывать. Для спайки должно пройти около 15 секунд, для полного остывания – 10 минут.

После установки седла в него можно дальше монтировать полипропиленовые трубы и дополнительные соединительные элементы.

возможные погрешности при сварке труб

Ошибки, допущенные во время спайки полипропиленового трубопровода, приводят к возникновению различных проблем: просачивание и протекание воды на участке соединения, разрыв труб, плохой напор воды и к другим неполадкам.

К типичным погрешностям сварки труб из полипропилена относятся:

  • слишком большая величина зазора (более 1 мм) между краем фитинга и трубой (участок соединения получается тонкий и впоследствии именно здесь может произойти порыв трубопровода);
  • излишнее сжатие двух спаиваемых деталей (образуется нарост внутри трубопровода, который снижает напор воды);
  • при перегреве соединяемых деталей ухудшается герметичность стыка, а при недогреве – спаять трубы не получится;
  • несовпадение осей присоединяющихся элементов приведет к деформации трубопровода и потере герметичности на участках стыка.

Холодная сварка полипропиленовых труб

Способ холодной сварки заключается в склеивании участков труб специальным клеем, который прочно соединяет разные синтетические материалы на основе пластика, в том числе – полипропилен.

Холодную сварку полипропиленовых труб можно использовать только при монтаже «холодного» трубопровода, так как при соприкосновении с горячей водой клей теряет свои функции, а стык соединения — свою прочность

Порядок работы сварки полипропиленовых труб «холодным» способом:

  1. Разметить на трубах места соединения трубопровода, где будет осуществляться сварка.
  2. Разрезать трубы на участки нужного размера.
  3. На оба среза нанести клей «Холодная сварка» и плотно прижать края друг к другу, удерживая 15 секунд.
  4. Зафиксировать систему трубопровода, чтоб трубы были неподвижными.
  5. Через час после склеивания можно пускать воду.

При работе с «Холодной сваркой» важно придерживаться техники безопасности с агрессивными веществами.

Сварка полипропиленовых труб электрофитингом

Электросварные фитинги (электрофитинги) – это фитинги, оснащенные закладными проволочными нагревательными элементами, которые при высоких температурах плавятся и образуют прочное и надежное соединения с пластиковыми трубами.

Электрофитинги образуют стыки, гарантирующие герметичность трубопровода, защиту от протечек и порывов.

Для проведения сварки с помощью электрофитинга потребуются те же инструменты, что и для полифузной сварки.

Технология спайки полипропиленовых труб электросварным фитингом:

  1. С помощью ножниц разрезать трубы.
  2. Обезжирить верхнюю часть трубы и внутреннюю поверхность электрофитинга.
  3. Отметить на трубе глубину ввода электрофитинга.
  4. Очистить армированную трубу от алюминия на длину соединения с фитингом.
  5. Трубу вставить в фитинг и надежно ее зафиксировать, так как при нагревании полипропилен увеличится и под давлением может выскочить из фитинга.
  6. Электросварочный аппарат подсоединить к сети и дождаться его нагрева.
  7. Контактными проводками соединить сварочный аппарат с фитингом.
  8. Нажать на кнопку «СТАРТ». Отключение произойдет автоматически.
  9. После сварки, охлаждение стыка должно происходить естественным путем и без каких-либо механических нагрузок (давления, вращения, сжатия).

Как видим, при сварке полипропиленовых труб следует учесть ряд важных моментов, чтобы не допустить ошибок и получить прочный и надежный трубопровод, который бесперебойно прослужит не одно десятилетие.

Автор: Сергей и Светлана Худенцовы

strgid.ru

Техника безопасности в работе

Вне зависимости от того, какой состав: водостойкий или высокотемпературный, жидкий или пластилинообразный и т. д., технику безопасности нужно соблюдать всегда.

Чтобы не навредить своему здоровью и получить надежное соединение, важно знать и не нарушать следующие моменты:

  1. Подогревать смесь после засыхания неподалеку от батареи около получаса.
  2. Защищать кожу от попадания на нее клеящего состава. В этих целях осуществлять манипуляции следует в спецодежде и печатках. Если клейкое средство все же оказывается на коже, то его сразу смывают с помощью воды. Если возникнет аллергическая реакция или будет что-либо беспокоить, то обязательно нужно обратиться за консультацией и лечением к врачу.
  3. Не стоит использовать клей в тех случаях, когда ремонт необходим столовым приборам или тем предметам, которые взаимодействует с питьевой водой или пищей человека.
  4. Работать в респираторе, чтобы не навредить дыхательным путям. Также все манипуляции должны проходить не в душном помещении.
  5. Не оставлять клеящий состав и деталь, ремонт которой осуществлялся, под прямым воздействием лучей солнца.

Шов в большинстве случаев получается термостойкий и не источает токсичного запаха, благодаря чему изделие можно применять для бытового пользования.

Область применения

Пластик относится к синтетическим полимерным материалам. Он широко используется в различных отраслях промышленности, науки, быту. Чем шире область применения полимеров, тем востребование способы его ремонта.
В настоящее время холодную сварку для пластика с успехом применяют для ремонта следующих материалов:

  • пластиковый трубопровод и сантехника;
  • внутренний и наружный пластик автомобиля: бамперы, дверные карты;
  • корпус и детали бытовой техники;
  • пластиковые изделия;
  • линолеум и прочее напольное покрытие.
  • рыболовные снасти.
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]