Резьбовые соединения присутствуют во всех машинах, тракторах и прочих механизмах. Они используются тогда, когда детали должны быть разъемными. Это очень удобно и позволяет быстро заменить то, что вышло из строя. Но иногда бывает так, что винт не выкручивается, не получается снять прикипевшую шпильку или слизало головку болта. Как выкрутить винт с сорванной головкой? Как достать обломанную шпильку? Как выкрутить заломыш в труднодоступном месте?
О том, как выкрутить обломившийся под корень, сломанный или слизанный болт или винт, поговорим далее в статье.
Как выкрутить сломанный болт, не повредив резьбу в отверствии :: SYL.ru
Довольно часто при использовании такого крепежа, как болт возникают ситуации, когда головка изделия отламывается, а сам метиз остается внутри. При этом возникает необходимость удалить этот остаток, не повреждая резьбы, чтобы отверстие можно было бы эксплуатировать и далее. Учитывая это, тема о том, как выкрутить сломанный болт, очень популярна и требует более детального рассмотрения.
Виды изломов
Обычно подобный крепеж ломается на месте окончания резьбы, хотя могут быть и исключения. В итоге сам метиз может быть углублен в отверстие, выступать над поверхностью или же сровняться с ней
Исходя из этого, решать, как выкрутить сломанный болт, нужно, обращая внимание именно на этот момент
Поверхностный обрыв
К данному типу поломки относится тот вариант, когда часть метиза выступает над поверхностью. Можно считать, что подобную задачу решить проще всего, не используя радикальные меры. Однако прежде чем производить любое выкручивание сломанного болта, стоит обработать место керосином, чтобы устранить нагар и ослабить контакт поверхностей.
- Если выступ довольно большой, то проще всего использовать инструменты типа плоскогубцев, клещей или струбцины, при помощи которых можно захватить деталь и вывернуть ее по резьбе.
- Некоторые специалисты, отвечая на вопрос, что делать, если сломался болт, который очень плотно сидит в отверстии, рекомендуют использовать сварочный аппарат. С его помощью можно приварить к метизу рычаг, что в результате позволит получить большое плечо для вращательного движения.
- Также можно использовать сверло диаметром немного меньше самого болта. Сверлом проделывают отверстие по центральной оси болта на всю глубину. После этого остатки крепежа извлекают при помощи крючка, стараясь выкручивать резьбу с самого низа.
Обрыв заподлицо
Считается, что данная поломка самая сложная, поскольку порой очень трудно определить диаметр отверстия, особенно если крепеж был срезан. Поэтому для того чтобы определить, как высверлить сломанный болт такого типа, сначала стоит произвести зачистку поверхности, определяя зазоры.
Довольно часто место обрыва имеет очень неровные формы, которые при таком расположении очень трудно выправить. Сверлить же в таком состоянии изделие не получится. Именно поэтому сначала применяют керн, которым подготавливают место по центру для работы сверлом.
Дальнейшие действия, описывающие как высверлить сломанный болт, описаны в пункте о поверхностном обрыве. После проделывания отверстия остатки резьбы просто удаляют крючком.
Обрыв ниже поверхности
Подобное повреждение довольно сложное, особенно если сама деталь изготовлена из мягкого металла. Поэтому нужно решить проблему, как выкрутить сломанный болт и при этом не повредить резьбу в отверстии.
Прежде всего с использованием керна намечают центр метиза. При этом лучше всего использовать тонкий инструмент из прочного металла, чтобы случайно не повредить деталь.
На следующем этапе стоит приобрести метчик с обратной резьбой. Его диаметр должен быть меньше, чем у самого болта.
После этого в самом метизе сверлят отверстие под метчик, но не сильно углубляют его. Далее достаточно установить инструмент для нарезки резьбы и проворачивать его по ходу, что приведет к выкручиванию. Если же этого не произошло, то инструмент используют как обычный болт, но не следует прилагать слишком больших усилий, чтобы не сломать и его.
Экстрактор
Самым правильным ответом на вопрос, как выкрутить сломанный болт, считается тот, в котором предлагают использовать специально созданный для этого инструмент. Его называют экстрактором и продают в виде набора из изделий разного диаметра. Внешне он напоминает метчик, но без продольных прорезей и с конической насечкой для нарезки.
Чтобы использовать экстрактор, достаточно просверлить отверстие по центру с диаметром, позволяющим зайти инструменту на несколько витков. Затем начинают проворачивать его до упора, а потом и до полного выкручивания.
Вывод
Существует несколько вариантов извлечения поломанных болтов из отверстия, которые можно использовать при определенных типах повреждения. Однако лучше всего заранее приобрести набор экстракторов, которые можно считать самыми лучшими инструментами для таких задач.
Как выкрутить болт в труднодоступном месте
Чтобы выкрутить болт в труднодоступном месте, можно воспользоваться минидуктором. Это компактный индукционный прибор, при помощи которого можно прогреть гайки, шпильки и болты. Благодаря длинным и тонким насадкам минидуктором можно подлезть в самое труднодоступное место, чтобы ослабить закисшие крепления и легче открутить болт.
Следующий прием можно использовать, чтобы выкрутить сломанный болт или шпильку в труднодоступном месте. Если крепеж обломился не заподлицо и выступает заломыш хотя бы на 2-3 мм, то на него надо накрутить подходящую гайку и заварить. Как только металл остынет, используя ключ или накидную головку с воротком, можно выкрутить обломанный болт.
Если заломыш болта в труднодступном месте обломился вровень с поверхностью, то сначала его надо нарастить. Для этого сварочным полуавтоматом наваривают «горку». Если не получается зажать этот нарост плоскогубцами и выкрутить, то можно, как и в предыдущем случае, наварить на выступ гайку и затем выкрутить обломанный болт, используя накидной ключ.
Если описанными выше способами выкрутить заломыш в труднодоступном месте не получилось, деталь придется снимать, и затем уже высверливать сломанный болт.
Как выкрутить сломанный болт, если обломок не выступает над поверхностью изделия.
Способ 4.
Как снять гайку с сорванными гранями и резьбой?
Если у вас имеется сверло с левым ходом, можно попробовать выкрутить им.
Диаметр сверла = наружный диаметр шпильки – высота зубьев х 2
По центру шпильки делаете углубление керном. В образовавшееся углубление устанавливаете обычное «правое» тонкое сверло. Сверлите на 1-2 см.
Потом устанавливаете в патрон «левое» сверло бОльшего диаметра и сверлите на малых оборотах.
Особенность способа в том, что «Левое» сверло сверлит против часовой стрелки, что совпадает с направлением выкручивания шпильки. И если она не сильно прикипевшая, в процессе сверления шпилька может начать проворачиваться.
Способ 5.
Экстрактор.
Сверлите по центру шпильки отверстие диаметром, соответствующим типу экстрактора.
В полученное отверстие вставляете экстрактор и выкручиваете вашу шпильку.
Способ 6.
Сверлите в шпильке отверстие, нарезаете метчиком в нём резьбу.
Вкручиваете соответствующий болт, зажимаете его контр-гайкой, выкручиваете шпильку ключом, накинутым на головку зафиксированного болта.
Способ 7.
Подбираете сверло с правым ходом, диаметром как в «Способе 4».
Высверливаете шпильку по всей глубине отверстия. Задумка способа такова: в теле резьбы изделия останутся только зубья резьбы шпильки, которые можно удалить метчиком.
Метчиком того же диаметра, как и диаметр шпильки, прогоняете резьбу в массиве изделия.
Главным условием успешной реализации данного способа, является точное размещение сверла по центру шпильки. Иначе вы испортите резьбу в массиве изделия.
Если в процессе демонтажа шпильки была нарушена резьба, есть смысл рассверлить повреждённое отверстие под следующий типоразмер резьбы и нарезать метчиком новую резьбу бОльшего диаметра.
Способ 8.
Если шпилька обломалась в алюминиевом массиве, можно воспользоваться азотной кислотой (её трудно найти, но вдруг у вас имеется).
Заливаете обломыш кислотой. Она разъедает сталь, оставляя нетронутым алюминий (или дюраль). Когда остатки шпильки будут извлечены, не забудьте нейтрализовать кислоту в отверстии щелочью (например содой).
Процесс конечно длительный, поэтому годится в том случае, если вы никуда не спешите.
Способ 9.
Сверлите в шпильке отверстие и загоняете в него либо напильник трёхгранный, либо метчик заточенный под конус с тремя гранями.
Выкручиваете шпильку, вращая расклинившийся напильник или метчик.
Как выкрутить сорванный болт под шестигранник
Шестигранники часто используются для крепления автомобильных и тракторных деталей. И, конечно, они тоже могут закисать и обламываться. Но чаще всего проблем доставляет слизанный шестигранник со сбитыми гранями — выкрутить такой, используя стандартные ключи, невозможно. Как быть в этой ситуации, давайте разберемся.
Как выкрутить слизанный болт-шестигранник со сбитыми наружными гранями
Если шестигранник слизался снаружи, выкрутить его можно такими способами:
- Напильником заново запилить грани, уменьшив размер шляпки болта, и затем использовать стандартный накидной ключ с подходящей головкой.
- Набить на слизанный шестигранник головку накидного ключа на 12 граней. Диаметр насадки должен быть равен наружному диаметру шестигранного болта. Набив молотком головку, накидным ключом выкрутить шестигранник. После этого снять головку и с обратной стороны молотком выбить сломанный шестигранник.
- Еще один способ, как выкрутить винт под шестигранник с сорванными внешними гранями, — использовать звездочки (torx). Но забивать звездочку можно лишь в том случае, если болт не «закипал», иначе можно легко обломить ее и получить еще больше проблем.
Как выкрутить внутренний шестигранник со слизанными гранями
Самый простой способ, как выкрутить болт под внутренний шестигранник, — использовать звездочки TORX. Нужно взять торкс диаметром чуть больше, чем размеры внутреннего шестигранника. С учетом слизанных граней они как раз подойдут друг под друга.
Чтобы выкрутить винт с сорванными гранями, звездочку забивают молотком до предела. После этого ее достаточно выкрутить ключом. Способ подходит только для шестигранников из относительно мягкого металла — об высокопрочную закаленную сталь звездочка просто сломается, и тогда придется высверливать уже инструментальную сталь.
Намного проще и безопаснее использовать 12-гранную насадку от накидного ключа размером под наружный диаметр шестигранника. Ее нужно набить на болт с внутренним шестигранником и затем выкрутить при помощи накидного ключа.
Если под рукой нет звездочек TORX, но надо выкрутить внутренний шестигранник со слизанными гранями, уходящий вровень с поверхностью детали, можно воспользоваться сваркой. Полуавтоматом наваривают на головке болта «горку», к которой затем приваривают гайку или пруток. Если приварили гайку — выкрутить болт со слизанным внутренним шестигранником можно гаечным ключом, если пруток — то отвернуть, приложив усилие.
Чуть более трудоемкий, но все же рабочий способ выкрутить болт под внутренний слизанный шестигранник, если он выступает над поверхностью, — спилить головку, чтобы получилась шпилька. Если она не закисла, ее легко будет удалить экстрактором. Если закисла — обработать WD-40 и в крайнем случае высверлить.
Как выкрутить шестигранник без ключа
Ну и в довершение небольшая хитрость о том, как выкрутить шестигранный болт без шестигранника. Чтобы это сделать, понадобится толстая длинная шпилька и две подходящие к ней по размеру гайки. Гайки нужно навернуть на шпильку на расстоянии друг от друга и зафиксировать между ними головку шестигранника. Притянув гайки к головке шестигранника, можно его выкрутить без ключа.
Еще один прием, как выкрутить шестигранник без шестигранника, следующий. В головке болта зубилом проделать глубокую полосу. Далее бить по зубилу молотком в направлении откручивания шестигранника. Он должен сдвинуться с места, и затем его можно попытаться выкрутить руками.
Как открутить разные гайки?
Как выкрутить шуруп в разных ситуациях?
Многих интересует, что нужно делать, если гайки очень сильно заржавели, и как проще в домашних условиях откручивать такие детали. Есть немало способов, позволяющих удалить ржавчину. В каждом конкретном случае лучше использовать определенные методы исправления дефекта.
Существуют механические и физические способы, позволяющие справиться с задачей: это постукивание и использование рычага. При постукивании берут обычный молоток и обстукивают им гайку, стараясь ее не помять. Обычно этого достаточно, чтобы «прикипание» отошло и соединение поддалось.
Поможет решить вопрос и использование химических средств, способствующих растворению засорения и удалению ржавчины.
Прикипевшую
Кухня и сантехнические комнаты являются помещениями с повышенной влажностью, поэтому здесь на некоторых изделиях может образовываться ржавчина. В том случае, если засорился слив в раковине или появилась коррозия на бачке унитаза или на трубе, целесообразно использование «Кока-колы». Кстати, дома избавиться от ржавчины поможет использование любой концентрированной кислоты. Для этой цели подойдет лимонный порошок или уксусная эссенция. Нанесение нескольких капель позволит устранить возникшую проблему.
Если же нужно открутить деталь на смесителе, можно провести это с помощью обстукивания. Используя небольшой молоток, нужно наносить удары по граням. Так, передвигаясь по кругу, нужно пройтись по детали несколько раз. Такой процесс приводит к образованию мини-трещин в металле, затем к деформации и быстрому разрушению слоя коррозии.
Для удаления прикипевшей детали следует взять одно из перечисленных выше химических средств и нанести на обрабатываемую поверхность
Важно обильно смочить средством элемент и оставить его на 20–30 минут. Спустя полчаса, нужно взять инструмент и попытаться отвернуть гайку
Если деталь сильно прикипела, рекомендуется еще раз обработать ее выбранным средством и дать еще немного постоять. Для лучшего взаимодействия рекомендуется взять небольшую тряпочку, смочить ее и накрутить непосредственно на гайку.
Процесс работы заключается в следующем:
- нужно взять металлическую щетку и очистить резьбу, затем нанести на ступичную гайку проницающую смазку WD-40;
- пропитать ступицу;
- дать постоять 20–30 минут;
- надеть на деталь головку от ключа и ударить по ней молотком, увеличивая силу ударов;
- открутить деталь.
Снять прикипевшую деталь поможет смена направлений. Перед развинчиванием соединений их можно попробовать завинтить.
Чтобы ускорить процесс откручивания, можно легко постучать по изделию молотком. Если результата нет, можно попробовать сдвинуть деталь сильным рывком. Для небольшого элемента подойдет способ откручивания «враскачку», то есть движениями вперед-назад.
Довольно сложно бывает откручивать закисшую, приржавевшую гайку на выхлопном коллекторе или на глушителе, так как они сильно прикипают из-за воздействия высокой температуры.
Многие понимают, как сложно бывает извлечь ступичную гайку. Чтобы ускорить процесс, потребуются стальные инструменты в виде мощной отвертки, железной трубки, жесткой щетки и средство WD -40.
Сорванную
Если все предыдущие варианты были бесполезны и грани детали оказались сорванными, остается лишь срезать ее. Сделать это можно болгаркой, ножовкой по металлу, зубилом или электродрелью.
Также можно зажать сорванную деталь в тисках, струбцине, взять для работы плоскогубцы и открутить трубным ключом.
Если грани у гайки оказались слизанные, можно забить сверху деталь с большим размером, затем высверлить углубление, после вставить прочный стержень из металла и попробовать открутить крепеж.
Кроме того, можно взять сварочный аппарат и приварить им две гайки, а затем открутить верхнюю деталь вместе с приваренной.
Пластиковую
Обычно пластиковые гайки имеют иную форму и размер, чем металлические.
Чтобы открутить пластиковую деталь, можно взять:
- специальный заводской ключ;
- съемник для масляных автофильтров;
- плоскогубцы, имеющие широкое раскрытие.
Если прижать деталь с обеих сторон деревянными брусочками и одновременно ударять по ним молотком в сторону скручивания, можно легко выкрутить пластиковый элемент.
В труднодоступном месте
Если детали находятся в труднодоступных местах, их бывает довольно сложно открутить обычным ключом. В этом случае лучше взять:
- трещотку;
- ключ, имеющий короткую рукоятку;
- трещотку, имеющую максимальное количество зубьев;
- удлинитель и гибкий провод для головок.
Можно удлинить ручку или выбрать более длинный «вороток», надеть трубу из металла на ключ. Выполнение таких действий позволит открутить соединение
Важно выполнять работу осторожно, чтобы не сорвать грани
Как выкрутить шуруп если у него сорвана крестовина
Крепление шурупами каких-либо изделий, удобный и надежный способ. Однако практически каждый, кто хоть раз закручивал или выкручивал шуруп с полукруглой головкой или потайной головкой из стены, доски, сталкивался с проблемой, как выкрутить шуруп если у него сорвана крестовина под отвертку. Попробуем разобраться, как откручивание сделать более эффективным.
Виды и типы шурупов
Шурупы представляют собой цилиндрические стержни с нанесенной винтовой канавкой и со сформированной головкой. Метизы изготавливаются по ГОСТу 1144- 80, ГОСТ 1145- 80, ГОСТ 10619- 80, 10620- 80, 10621- 80, DIN, ISO.
Два основных типа шурупов: самонарезающий («саморез») и, собственно, «классический» шуруп. При обозначении метиза чаще всего используют его диаметр, длину (например, 5х35 мм, саморезы длина 35 мм, диаметр 5 мм).
Классифицируются они по конструкции головки и исполнению шлица под отвертку:
- С потайной головкой (шуруп с плоской головкой);
- С уменьшенной потайной;
- С полусферической;
- С прессшайбой.
Все вышеуказанные типы могут изготавливаться с прямым шлицем, с крестообразным, со шлицем Torx (в обиходе — «звездочка»), внутренним шестигранником и рядом других менее распространенных. Также возможны комбинации шлицов (например, прямого и крестообразного).
Отдельно можно выделить шурупы саморезы с шести, восьмигранной головкой «под ключ» (саморезы кровельные), они также могут быть изготовлены с различными шлицами.
Существуют также шурупы со специальными головками (шуруп кольцо, шуруп крюк, шуруп шпилька, мебельные шурупы (конфирматы, хотя по логике их правильнее назвать — мебельные саморезы) и т.д.
По виду резьбовой части также подразделяются на типы, обусловленные прежде всего сферой применения и скрепляемыми материалами (саморез по металлу, саморезы для гипсокартона, шурупы для мелкой бытовой техники), в этой статье мы не будем останавливаться на этой классификации.
Все метизы могут быть изготовлены, как с покрытием (химфосфатированные, оцинкованные), так без него. Почему срывается шуруп с плоской головкой или с полусферической головкой.
Точнее сказать срывается шлиц в его головке. Причин срыва граней может быть довольно много, разберем основные из них:
- Применение некачественного, неподходящего по размеру (типу) или изношенного инструмента;
- Приложение недостаточного (и как следствие, выскакивание инструмента из шлица) или избыточного усилия при заворачивании или отворачивании;
- Использование самореза не по назначению (попытка ввернуть в неподходящий материал, без предварительной засверловки, когда это требуется и т.д.);
- Коррозия в изделии, как головки шурупа, так и резьбы шурупа (так называемое «закисание»)
- Неправильное вворачивание («забивание молотком»).
Итак, как открутить шуруп универсальный с потайной головкой или саморез с сорванными гранями или хуже того без шляпки вообще.
Первое, что необходимо сделать это осмотреть инструмент, с помощью которого производится выворачивание и заменить его на подходящий. Жало инструмента должно плотно входить в шлиц и быть не изношенным.
Чтобы вывернуть шуруп, отвертка должна полностью соответствовать форме и размерам шлица. Если замена ничего не дала, применяем другие способы. Саморезы для гипсокартона чаще всего возможно открутить применив тонкую листовую резину, проложив ее между отверткой и шлицем.
При выкручивании из доски и других деревянных изделий эффективным бывает удар по головке шурупа с последующим постукиванием по отвертке в момент приложения усилия. Если шуруп универсальный с полукруглой головкой завернут не полностью (выступает над поверхностью хотя бы на миллиметр) или конструкция его головки позволяет это сделать, то можно используя пассатижи или газовый ключ попытаться вывернуть его.
Несколько капель тормозной или смазывающей жидкости, керосина заставят саморез прокручиваться. Можно нагреть метиз, он расширится и деформирует окружающие материалы, а остыв позволит вывернуть его.
Возможно использовать клеи (суперклей, «жидкие гвозди», «холодную» сварку, а если позволяет время, то и эпоксидные компаунды), пайку или если позволяют скрепляемые детали, то сварку. Если саморез не начал выкручиваться, приступаем к радикальным мерам.
Столярные Хитрости. 10 Методов Извлечения Сорванного Шурупа.
Пропиливание граней
Независимо от типа головки и первоначального вида шлица можно попытаться отвернуть с помощью плоской отвертки. Для этого необходимо пропилить в головке, с помощью ножовки по металлу или «болгарки» прямой шлиц.
Следует иметь в виду, что глубина шлица не должна превышать половины высоты головки, иначе, есть риск ее разрушения. Применение пропиливания совместно со способами, перечисленными выше увеличат ваши шансы.
Использование экстракторов
Еще одним способом выкручивания шурупов является применение экстракторов. Для этого необходимо подобрать сверло диаметр которого меньше диаметра впадин резьбовой части шурупа, засверлить отверстие в головке, нарезать в нем левую резьбу и, применяя конические экстракторы, выкрутить метиз.
Этот способ подходит для выкручивания крепежа со всеми видами головок. Но он не подойдет, для выкручивания саморезов, т.к. они изготавливаются закаленными.
Существует шлицевые экстракторы, которые представляют собой шестигранную шайбу со шлицем, который располагается на внутреннем канале вместо резьбы. Шлицевый экстрактор одевается на головку, при этом внутренний шлиц ввинчивается в нее.
Выкручиваем саморез с сорванными гранями
Саморезы с сорванными гранями или с сорванной шляпкой проще всего вывернуть применив нагревание или с помощью приваривания (если усилие выворачивания не очень велико, то приклеивания) к оставшейся части гайки или рычага или выполнить пропил.
Как вывернуть саморез?
Если все вышеперечисленные способы результата не дали, крепеж очень ржавый, можно высверлить его сверлом по металлу, подходящего диаметра и завернуть на его место более крупный. Чтобы высверлить саморез сверло надо брать твердосплавное. Шестигранная головка, практически не срывается. А при ее обломе можно воспользоваться советами выше.
Как выкрутить сорванный шуруп как открутить саморез с сорванными гранями
Источник: https://homeframe.ru/krepezhnyie-detali/kak-vyikrutit-shurup-esli-u-nego-sorvana-krestovina-kak-u-samoreza.html
Особенности и преимущества шпилек ГБЦ
Как выкрутить сломанный болт не повредив резьбу
В любом моторе головка блока цилиндров (ГБЦ) крепится к самому блоку шпильками. Они вворачиваются в блок таким образом, чтобы обеспечить наилучшее и равномерное прижатие ГБЦ к блоку. Качественно обжатая прокладка исключает утечку масла и тосола и проникновение газов из цилиндра в картер двигателя. Крепежные изделия изготавливают из высококачественной стали. Однако со временем резьба на них может подвергнуться коррозии, быть забита различными загрязнениями. Вследствие воздействия высоких температур эти загрязнения спекаются, и гайка «прикипает». При попытке выкрутить такую прикипевшую гайку при превышении предельного усилия либо срывается резьба, либо крепеж обламывается. В обоих случаях требуется заменить обломанную часть.
Шпильки ГБЦ
Перед тем как вкрутить шпильку…
Чтобы потом не задумываться о том, как выкрутить сломанную шпильку, прежде чем приниматься за работу, рекомендуется смазать деталь графитовой, а лучше медной смазкой. Пусть лучше элемент выкрутится вместе с гайкой, чем сломается. И наконец, резьбу гайки тоже лучше обработать графитовой смазкой. В будущем это исключит обрыв или излом детали.
Ситуация, когда при затяжке ломается болт и при этом обломанный кусок остается в детали, не редкость. Но не многие знают, что существует довольно много эффективных способов, как высверлить сломанный болт.
Ситуация, когда при затяжке ломается болт и при этом обломанный кусок остается в детали, не редкость. Но не многие знают, что существует довольно много эффективных способов, как высверлить сломанный болт. Главное не паниковать, а внимательно дочитать до конца этот информационный материал.
Химичим
Сейчас рассмотрим способы для тех, кто не полагается на помощь физики, а хочет решить проблему с помощью химии. В вашей лаборатории должно быть: керосин, уайт-спирит, подкисленная серная кислота, цинк, пластилин, молоток, вода, наждачная бумага, гаечный ключ, зубило.
Атрибуты химспособа откручивания гайки
Керосином (бывалые рекомендуют сделать смесь из Уайт-Спирита и керосина) смачиваем гайку и болт, прикладывая к ним тампон, без разницы, ватный или марлевый. Спустя некоторое время — от часа до суток, и при повторных попытках, вы можете обнаружить, что ступичную гайку удается легко открутить. Но и тут без силы не обойтись: как минимум, вам наверняка придется поработать наждачной бумагой, чтобы очистить детали от ржавчины. Если же и после этого дело не идет, следует помочь молотком: постучите им по граням гайки ступицы.
Если же и в этом случае вы не добились успеха, сделайте небольшую емкость из пластилина, закрепите сверху ступичной гайки, налейте туда воды с серной кислотой, положите в емкость цинк. Начинается химическая реакция, которая очень хорошо справляется с ржавчиной. Обычно хватает суток, чтобы даже запущенная коррозия отпустила деталь. Довершите дело гаечным ключом. Но такой метод справедлив лишь в том случае, когда причина того, что гайка намертво прикипела и/или приржавела, а если же элементарно её перетянули, пренебрегая требуемым моментом затяжки (дабы «наверняка»), то нужно лишь курочить её.
Каков итог..
Как видите, откручивание ступичной гайки — дело непростое, но вполне решаемое
Обратите внимание на то, что для начала стоит попытаться сохранить ступичную гайку, применяя проникающие жидкости типа вэдешки. Физические усилия по скручиванию ступицы должны быть умеренными
И, конечно, стоит воздержаться от сильных ударов и раскаления горелкой, как способов, способных привести в негодность не только гайку, но и подшипник.
Из-за отсутствия необходимого количества охраняемых парковок, автовладельцы устанавливают на машину не только сигнализации, но и секретные болты на колеса. Элементы крепления, имеющие нестандартные формы головки, называют «секретными». Их невозможно открутить баллонным инструментом, крепление поддается лишь специнструменту, который идет в комплекте.
Что нужно сделать в первую очередь
Прежде чем переходить к основным действиям, можно провести предварительные «операции» — это позволит увеличить шансы на успешное извлечение обломка, а, возможно, поможет избавиться от него сразу же.
В первую очередь можно попробовать постучать по обломку, если это возможно, с помощью молотка. Не нужно бить сильно. Такие действия ослабят посадку болта, извлекать его будет проще.
Также можно попробовать хорошо прогреть деталь в том месте, где остался обломок. Для этого используют газовую горелку. Это позволит снять внутреннее напряжение. Помните: использовать горелку важно аккуратно в случае, если деталь выполнена из алюминия – она может просто его расплавить.
Предварительно нужно прогреть деталь в том месте, где находится обломок. Делать это нужно крайне осторожно
Не будет лишним залить в отверстие немного жидкости типа W-40. Если ее нет, можно использовать средство для удаления загрязнений и ржавчины. Подобные смазывающие жидкости помогут облегчить «выход» обломка болта.
W-40
Если в процессе подготовительных мероприятий обломок еще не вышел, пора переходить к более радикальному методу. Рассмотрим его более подробно ниже.
Как выкрутить прикипевшую шпильку
Закисшую шпильку необходимо выкручивать с дополнительными хитростями, как в части инструментария, так и в части методики.
- нанести несколько ударов молотком в торец шпильки вдоль ее оси, не повредив край резьбы;
- нанести несколько несильных ударов с разных сторон по боковым поверхностям шпильки (на резьбовую часть при этом накрутить гайку для исключения повреждений), не допустив при это сгибания;
- применить специальные проникающие составы – WD-40, жидкий ключ и их аналоги, дав необходимое время в соответствие с инструкцией к этим препаратам от их производителя перед попыткой откручивания;
- использовать удлинитель к ручному инструменту для увеличения прикладываемого усилия (вороток большей длины или надев трубу подходящего диаметра на вращаемый конец ручного инструмента;
- использовать при отворачивании за приваренную гайку не рожковый ключ, а головку Super Lock, в которой усилие прикладывается не к углам (граням), а к плоскостям;
- вместо приложения физической силы и ручного инструмента использовать ударный гайковерт (если его нет в домашней мастерской, то можно обратиться в ближайший шиномонтаж или автосервис, доставив туда деталь с прикипевшей шпилькой);
- при способе наворачивания двух гаек первую накручивать до упора с настолько большим усилием, чтобы она врезалась в цилиндрическую часть шпильки, а вторую гайку использовать не стандартную, а самоконтрящуюся (это позволит применять гораздо большие усилия, снизив риск холостого откручивания гаек);
- несколько раз нагреть и дать остыть, на финальной стадии нагреть и выкрутить.
Незаменим многократный нагрев и для откручивания шпилек, посаженных на специальные составы — фиксаторы резьбы.
При выкручивании прикипевшей шпильки за приваренную или накрученную гайку лучше использовать, тот инструмент, который более прочен конструктивно и плотнее охватывает периметр рабочих поверхностей гайки, исключая слизывание граней:
- 6-гранную головку вместо 12-гранной;
- головку Super Lock вместо обычной;
- накидной ключ место рожкового;
- вороток вместо трещотки.
1Выкручивание шпильки с помощью резьбовой части
Это один из самых распространенных и доступных способов, которым могут воспользоваться даже новички. Этот процесс не займет особого труда и времени. Выкрутить шпильку за резьбовую часть можно двумя проверенными способами:
- 1 способ — если на шпильке хорошо видна и доступна резьбовая часть, то необходимо по очереди на нее накручивать гайки до самого упора. В этом случае не нужно применять силу в полную мощь, так как можно сломать шпильку. После того, как две или более гайки были накручены, то с помощью ключа или другого слесарного прибора откручиваем шпильку.
- 2 способ — применение шпильковерта, этот специальный инструмент, который без труда поможет выкрутить шпильку. Лучше всего применить универсальный шпильковерт.
Совет: если шпилька никак «не хочет» откручиваться, то лучше ее немного нагреть с помощью газовой грелки. Как правило, после небольшого нагрева, подобные закисшие шпильки, выкручиваются без проблем.
2Выкручивание шпильки за цилиндрическую часть
Если резьба сломана, то на помощь приходят другие варианты откручивания шпильки — за гладкую цилиндрическую часть. В этом случае необходимо применить разного вида инструменты: плоскогубцы, трубный ключ, тиски и т.д:
- 1 способ — с помощью плоскогубцев зажать цилиндрическую часть и с силой выкручивать шпильку по направлению откручивания;
- 2 способ — с помощью сварки наварить на сломанный участок небольшой пруток, за который можно будет выкрутить шпильку;
- 3 способ — применение гайки на размер больше, которую необходимо приварить к шпильке и выкрутить при помощи ключа.
- 4 способ — применение плашки, при этом конец шпильки необходимо тщательно обточить до нужного размера;
- 5 способ — использование шпильковерта.
Если во время выкручивания шпильки, она никак «не поддается», то лучше применить сразу два рабочих инструмента, например, одновременное использование отвертки и плоскогубцев.
Как выкрутить шпильку, если она сломалась выше резьбы
Если в процессе удалось хоть чуть-чуть сорвать резьбу, то есть если крепежный элемент начал выворачиваться, можно попробовать воспользоваться пассатижами или плоскогубцами. Также поможет в этом нелегком деле хороший и мощный разводной ключ. Во втором варианте может потребоваться ножовка по металлу или же болгарка. Иногда подойдет и зубило – главное, не прилагать чрезмерных усилий. Как выкрутить сломанную шпильку колеса таким образом? Проделывают поперечное отверстие для отвертки и выкручивают шпильку этим инструментом.
Если отвертка не помогла, тогда можно воспользоваться сварочным аппаратом. Эта операция выполняется достаточно легко. Подготавливают болт, шляпка которого примерно соответствует диаметру шпильки. Далее болт приваривают к торчащему из отверстия обломку. Затем при помощи ключа и без лишних усилий пробуют вывернуть злосчастную шпильку. Опытные автомеханики говорят, что существуют специальные клеи с агрессивным действием, которые можно использовать в качестве холодной сварки. Но они не всегда эффективны.
Как выкрутить оставшуюся в блоке резьбу?
Здесь есть два варианта, но каждый из них начинается с высверливания обломка. Для этого, следует укрыть блок двигателя плотной тканью для предотвращения попадания в двигатель искр и грязи, затем подрезаем болгаркой верхнюю часть и накерниваем ее строго посередине.
Высверливание резьбы обломавшейся шпильки
Сверлом немного меньшего диаметра высверливаем обломки на сверлильном станке, а чаще всего электродрелью
Здесь очень важно держать инструмент строго вертикально, без перекоса. Доходим до края обрезка и пробуем выкрутить остаток резьбы
Для этого перед тем как выкрутить можно попробовать прогнать ее метчиком или попытаться тонким зубилом забить вовнутрь кромку металла, освобождая нитки резьбы.
Если вас постигла неудача при откручивании или сверлении, необходимо переходить ко второму варианту.
Замена шпильки ремонтной деталью с нарезанием большей резьбы
Для примера, шпилька на Ваз с резьбой М-8. На ремонтной, с одной стороны будет резьба М-8, а на другой лучшим вариантом будет накатка резьбы М-9. При таком варианте сверлом 7,8 мм прогоняем наше отверстие с обломком. Очищаем отверстие от остатков старой резьбы. Машинным метчиком М-9 нарезаем резьбу и накручиваем ремонтную шпильку. Дальше устанавливаем головку.
По такому же алгоритму можно заменить обломок свечи зажигания. Ремонт свечного отверстия и доставание обломанной свечи проводится в несколько этапов. Как выкрутить обломанную свечу, вам расскажет на Ютубе множество видеороликов. Сначала попытаемся открутить обломок. Как правило, она ломается сразу за шестигранником, поэтому смачиваем ВД-40 или тормозной жидкостью резьбу и даем постоять. Затем специальным ключом с динамометром выкручиваем обломок.
Получилось – хорошо. Нет, в этом случае обращаемся к токарю для вытачивания футорки. Пока она делается, подводим поршень под это отверстие для перекрытия канала и предотвращения пропадания в картер стружки и грязи. Высверливаем большее отверстие, нарезаем резьбу и закручиваем футорку. Внутренняя резьба сделана под вашу свечу, в нее закручиваем свечку и пользуемся автомобилем.
Выполнив все работы по замене, ремонту и нарезанию внутренней резьбы на двигателе вашего авто, вы получаете новые знания и умения, а также экономите семейный бюджет.
Особенности и преимущества шпилек ГБЦ
В любом моторе головка блока цилиндров (ГБЦ) крепится к самому блоку шпильками. Они вворачиваются в блок таким образом, чтобы обеспечить наилучшее и равномерное прижатие ГБЦ к блоку. Качественно обжатая прокладка исключает утечку масла и тосола и проникновение газов из цилиндра в картер двигателя. Крепежные изделия изготавливают из высококачественной стали. Однако со временем резьба на них может подвергнуться коррозии, быть забита различными загрязнениями. Вследствие воздействия высоких температур эти загрязнения спекаются, и гайка «прикипает». При попытке выкрутить такую прикипевшую гайку при превышении предельного усилия либо срывается резьба, либо крепеж обламывается. В обоих случаях требуется заменить обломанную часть.
Шпильки ГБЦ
Замена шпильки
Плановую замену шпилек и ремонт головки лучше проводить одновременно. При простой замене, пред тем как выкрутить ее следует смочить тормозной жидкостью или ВДшкой. Откручивать следует специальным вывертышем шпилек или газовым ключом. Выкручивание, особенно вначале, следует проводить плавно, без рывков.
Если не хватает усилия, можно использовать удлинитель
Здесь важно чувствовать усилие и не пропустить момент, когда шпилька начнет скручиваться и ломаться. При первых признаках, лучше нанесите еще раз тормозную жидкость и дайте ей постоять
Займитесь следующей деталью. Шпилька выкручена, переходите к следующей. После откручивания всех шпилек возвращаемся к закисшей детали.
Пытаемся выкрутить ее. Может получиться, но нередко такая деталь обламывается. Если получилось, устанавливаем головку с прокладкой на место и начинаем затягивать гайки по схеме, соблюдая момент обтяжки:
- Сначала подтягиваем каждую гайку, идя по кругу специальным ключом с динамометром;
- Затем проходим несколько раз после небольшого перерыва для уплотнения прокладки;
- Делаем окончательную обтяжку гаек. Момент затяжки ГБЦ для разных моделей двигателей разный, это значение лучше узнать из руководства по ремонту.
Высверливание
И наконец, третий и самый радикальный способ. Им пользуются для того, чтобы извлечь из отверстия сломанные болты и шпильки. Это высверливание. Метод очень трудный. Он гораздо сложнее всех вышеприведенных и является самым опасным. Существует риск повредить резьбу в отверстии блока двигателя или ГБЦ. Следует надежно удерживать дрель, так как если это блок цилиндров, то существует серьезный риск повредить дорогостоящую деталь. Шпилька зачастую изготавливается из более твердых сортов стали, а головка выполняется из алюминия. Корпус коллектора – чугунный, поэтому он тоже мягче стальной шпильки. Сверло обязательно уйдет от твердой шпильки к более мягкому металлу. Особенно часто это случается, если работа проводится в ограниченном пространстве, а дрель установлена под небольшим углом. Принцип высверливания заключается в следующем: нужно строго в центре шпильки проделать отверстие тонким сверлом, предварительно накернив его, затем в дрель установить более толстое и повторить всю процедуру.
Основное здесь – сверление строго по центру. Когда от тела шпильки не останется практически ничего, стенка станет тонкой. Ее можно будет сломать. Следует очень аккуратно ломать остатки шпильки при помощи предварительно заточенной проволоки или пинцета. Нужно помнить, что любые действия проводятся максимально медленно и аккуратно. Если действовать сгоряча, нужно будет задумываться не о том, как выкрутить сломанную шпильку блока, а еще и о том, как восстановить саму ГБЦ. А это существенные затраты.
Левая резьба в шпильке
Второй метод сложнее. Он применяется, когда невозможно вывернуть сломанную шпильку ни одним из доступных способов. В этом случае принятые меры будут еще более кардинальными. Для этого способа потребуется электрическая дрель, метчик и много времени. Первым делом в шпильке сверлят отверстие – прямо в центре. Затем аккуратно в отверстии метчиком нужно нарезать резьбу.
Отметим важный момент: перед тем как выкрутить сломанную шпильку из головки, убедитесь, что резьба именно «левая». Когда в только что нарезанную деталь будет вкручен новый болт, резьба которого такая же, то в момент, когда он дойдет до конца, сломанная шпилька начнет выворачиваться.