Грузоподъемные работы относятся к категории потенциально опасных, поэтому ко всему оборудованию, применяемому во время выполнения этих работ, предъявляются особые требования с точки зрения их пригодности к использованию. Состояние всех составляющих грузоподъемного оборудования важно не только для сохранности грузов, но, в первую очередь, для безопасности персонала, проводящего работы.
Правила и нормы эксплуатации такого оборудования, в том числе браковки стропов, установлены нормативными актами и ПБ 10-382-00
,
ПОТ РМ-007-98
и др. Для каждого вида стропов требования к безопасной эксплуатации определены соответствующими разделами
РД 24-СЗК-01-01
,
РД 10-33-93
и
РД 11-07-2007
, которыми определяются сроки и состав контроля и браковки грузоподъемных стропов.
Сроки и порядок проведения осмотра и браковки стропов
В соответствии с требованиями нормативных документов владелец при регулярном использовании стропов должен проводить их осмотр каждые 10 дней. Стропы, используемые редко, следует осматривать перед их каждой выдачей в работу. Петлевые и кольцевые стропы необходимо осматривать при каждой выдаче в работу.
Осмотр и браковка стропов должны проводиться представителем ИТР
, ответственным за исправность данного оборудования и безопасность выполняемых работ. В процессе этих мероприятий осуществляют наружный и внутренний осмотр, а также инструментальный контроль, на основании которых делается заключение о соответствии стропов характеристикам, которые приведены в
паспорте изделия
. Результаты проведенной проверки фиксируются в
журнале осмотра
. При выявлении повреждений или дефектов в журнале должна быть приведена информация об их устранении. Журнал должен заполняться в соответствии с установленной формой, где указываются:
- условное обозначение и наименование стропа;
- порядковый номер изделия;
- номер паспорта на изделия и название изготовителя;
- куда, когда, кому направлен строп;
- дата последнего освидетельствования;
- заключение о возможности эксплуатации стропа;
- Результаты должны заверяться подписью ответственного лица.
При осмотре стропов следует проверять состояние цепей, лент, канатов, концевых элементов, карабинов, подвесок, их места креплений.
Маркировка строп и ее особенности
При производстве стропы маркируются — на продукцию наносится знак, идентифицирующий изделия по свойствам. Немаркированные экземпляры отбраковываются, пользоваться такими стропами запрещено. Наличие хорошо читаемой маркировки гарантирует безопасность данных приспособлений при подъеме грузов. При утрате маркировочного элемента строп также считается негодным к дальнейшему применению
Качественное проставление подобных отметок — важное мероприятие, без которого не обходится производство
Способы для маркировки отражаются в ГОСТ 25573-82, согласно которому на каждое изделие прикрепляют бирку из металла или клеймят его. Бирка содержит сведения о заводе (знак, адрес), номер изделия, его тип и сведения о проведенных проверках качества (тестирование датируется). На другой стороне бирки могут быть указаны стандарты изготовления. Важная характеристика — грузоподъемность.
Маркировочные надписи должны быть сделаны с помощью краски, устойчивой к смыванию. Возможны бирки не только из металла, но и из ткани при соответствующей обработке защищающими составами. Цвет текста должен быть контрастным по отношению к бирке, чтобы надписи просматривались отчетливо.
Бирка светлых оттенков маркируется темными надписями, а темные ярлыки — белым цветом текста. Текстильные стропы маркируются прямо на ленте прочной краской в том месте, которое не подвержено стиранию. Надпись должна хорошо читаться до конца использования изделия.
Размеры бирок указываются в документации при проектировании и отвечают конструкторскому проекту. Материал, форма точно не предопределяются. Главные требования к маркировке — возможность четкого прочтения на протяжении срока эксплуатации.
Каждой разновидности строп соответствуют определенные типы бирок. Бирки из металла обычно прикрепляются на цепные, канатные стропы. Они изготавливаются из листа стали с толщиной до миллиметра, а также из алюминия. Для нанесения надписей на металле используется ударный метод или ударно-точечный. Применяется и термопечать с чернилами, не подверженными стиранию, а также метод просечки. Текстильные стропы не снабжаются бирками из металла, чтобы не повредить их. Современные материалы — винил, кожа, используются бирки из полипропилена с термопечатью.
Форму бирки определяет сам производитель строп. Простые геометрические фигуры не составит труда изготовить на том же производстве. Иногда это стильный дизайн, отражающий оригинальность фирмы.
В конфигурацию бирки не вкладывается специальный смысл, но иногда ей придается дополнительная функциональность. Например, в бирках Rud для цепных строп сделаны вырезы, помогающие анализировать состояние стропы без дополнительных инструментов. Несоответствующие экземпляры отбраковываются, если не прошли тестирование биркой Rud.
Обязательные сведения, входящие в маркировку:
- Вид (материал и число ветвей).
- Грузоподъемность (в тоннах).
- Длина в миллиметрах.
- Номер.
- Тестирование (дата).
- Название завода.
Например, СТК расшифровывается, как стропы текстильные, кольцевые, а СТП — стропы текстильные петлевые. 1СТ означает 1 ветвь в текстильном стропе, а 2 СК — канатный строп из 2 ветвей. Также бирка содержит информацию о грузоподъемности, например 2 тонны.
Проверка текстильных стропов
Контроль пригодности текстильных стропов состоит из визуального осмотра
, при котором проверяется соответствие маркировки паспорту, исправность петель и швов, соединительных элементов, захватов. После этого осуществляется
инструментальный контроль
. Стропы не допускаются к использованию при обнаружении следующих недостатков:
- отсутствие маркировки или бирки;
- наличие узлов или поперечных разрывов на несущих лентах стропов вне зависимости от их величины;
- продольные порезы или разрыв, превышающие 50 мм, а суммарная длина их более 10% от длины ветви стропа;
- местное расслоение лент, кроме мест заделки их краев, превышает 0,5 м и имеет разрыв в три или более строчек на одном крайнем или двух внутренних швах;
- местное расслоение на заделке краев превышает 0,2 м на одном крайнем или двух внутренних швах, а также отслоение края или сшивки лент у петли, длина которого превышает 10% длины заделки их концов;
- поверхностные обрывы нитей ленты, появившиеся в результате механического воздействия груза, превышающие 10 % ширины ленты;
- повреждения от химических веществ (щелочей, кислот, растворителей, нефтепродуктов и пр.), превышающие 10% общей длины и ширины стропа;
- выпучивание нитей или сквозные отверстия от острых предметов или ожогов, диаметр которых превышает 10% ширины ленты;
- загрязнения грунтом, цементом, красками, нефтепродуктами и др., превышающие 50% длины стропа.
Все перечисленное относится к текстильным ленточным стропам. Нормы браковки круглопрядных стропов включают также: разрыв чехла, обрыв более 6 проволок, разрывы нитей в узлах сшивки, превышающие 10% от ее длины, отверстия в чехле.
Грузоподъемные стропы: виды
Цепные
Представляют собой цепь из сваренных между собой стальных звеньев. Отличаются особой прочностью и удобством использования. В числе дополнительных преимуществ: способность перемещать грузы с острыми краями, а также быстрый ремонт и восстановление при образовании повреждений или разрывов. Цепные стропы могут эксплуатироваться при отрицательных температурах, в кислотной и щелочной среде, при наличии открытого огня. Единственный недостаток их – большой вес. Распространенными моделями являются:
- 1СЦ. Одноветвевая группа строп. Используется при любой температуре окружающей среды. Точный диапазон указан в паспорте товара.
- 2СЦ. Двухветвевые. Благодаря усилению способны перемещать особо тяжелые грузы: при критической нагрузке звенья растягиваются, но не рвутся.
- 3СЦ. Трехветвевые стропы, используются в строительстве и при такелажных работах. Некоторые модели позволяют корректировать длину каждой ветви в отдельности.
- 4СЦ. Четырехветвевые стропы применяется для подъема и перемещения грузов с нестандартной формой. Обеспечивают прочность захвата.
- УСЦ. Кольцевой или универсальный строп. Эксплуатируется в экстремальных температурных условиях, подходит для работы с трубами и грузами, имеющими острые края.
При маркировке стропов цепных указываются такие данные, как: грузоподъемность (измеряется в тоннах), длина (измеряется в миллиметрах), порядковый номер, дата изготовления и наименование производителя.
Канатные
Производятся из стальной проволоки: тонкие металлические нити сплетаются в стренги, что позволяет быстро обнаружить потертости и возможность разрыва. Эксплуатируются при диапазоне температур от -40 до +400 градусов по Цельсию. Характеристики прочности соответствуют ГОСТ. Чем больше длина и грузоподъемность, тем выше цена. Наиболее распространённые модификации:
- 1СК. Состоит из единственной канатной ветки, произведённой путем заплетки или опрессовки втулкой из алюминия.
- 2СК. Имеет в составе две ветви, часто применяется для такелажных работ на складах.
- 4СК. Состоит из 4 ветвей, закрепленных на одном прочном кольце. Ввиду прочности эксплуатируется при строительных работах, при подъеме тяжёлых грузов на производстве.
- СКК (УСК2). Кольцевая разновидность – крюк заводится под груз, огибает его по диаметру и зацепляется за свою ветвь.
- СКП (УСК1). Это обозначение стропы практически аналогично одноветвевому, но может не иметь крюка, а ветви сплетаются сразу в форме петли.
Текстильные ленточные
Более универсальны в отличие от описанных выше. При производстве данного вида строп используют прочные ленты из полиэстера. Особенности текстильных строп:
- Мягкие – не портят товар при подъеме и перемещении, не оставляют царапин.
- Грузоподъемность определяется по цвету ленты.
- Легко использовать при закреплении груза.
- Могут контактировать с водой.
Ленточные стропы используют для мягкого захвата и подъема груза, чтобы не испортить форму или не поцарапать упаковку. Выделяют следующие модификации:
- 1СТ. Одноветвевой строп.
- 2СТ. Двухветвевой.
- 3СТ. Трехветвевой строп.
- 4СТ. Четырехветвевой.
- СТП. Петлевые одно- или многослойные.
- СТК. Кольцевая разновидность из одного слоя или с добавлением дополнительных (2СТК, 3СТК и т.д.).
Понять грузоподъемность текстильных строп можно как по маркировке на бирке, так и по их цвету:
- Фиолетовый – 1 тонна.
- Зеленые – не более 2 тонн.
- Желтые – до 3 тонн.
- Серые предназначены для грузов до 4 тонн.
- Красные – до 5 тонн.
- Коричневые – до 6 тонн.
- Синие – до 8 тонн.
- Оранжевые – 10 тонн и больше.
Для обеспечения выполнения задач разного плана достаточно приобрести 3-4 вида такелажных строп с высоким уровнем прочности и грузоподъемности. Для консультации по выбору строп и получению дополнительной информации о заказе, обращайтесь к менеджеру нашего магазина по телефона или оставив заявку на сайте.
ООО ПК «СКиТ» Нижний Новгород Владимир, Иваново, Кострома, Бор
Контроль канатных стропов
Канатные стропы, выпускаемые по ГОСТ
25573-82
и
РД-10-33-93
, должны подвергаться трем этапам проверки: наружному и внутреннему осмотру и инструментальному контролю. Канатные стропы с выявленными недостатками выбраковываются и не допускаются к работе.
При осмотре стропов проверяются:
- соответствие типа стропа и маркировки на бирке паспортным данным изделия;
- исправность петель на конце каната;
- наличие дефектов и повреждений по длине стропа и их уровень;
- состояние сердечника и внутренних прядей каната.
По результатам контроля канатный строп не допускается в работу в следующих случаях:
- отсутствие или повреждение бирки с маркировкой или паспорта на строп;
- наличие узлов, перекручиваний, перегибов и заломов на канатах;
- количество видимых обрывов наружных проволок для каната двойной свивки превышает: 3´d — 4, 6´d — 6, 30´d — 16;
- из-за коррозии или износа диаметр каната уменьшился на 7% и более;
- из-за коррозии или износа диаметр наружных проволок каната уменьшился на 40% и более;
- из-за повреждения сердечника диаметр каната уменьшился на 10%;
- выдавливание сердечника;
- обрыв пряди;
- повреждения из-за электрического дугового разряда или температурного воздействия;
- деформация коуша, трещины в опрессовочной втулке, отсутствие предохранительных замков на захватных элементах.
По каким параметрам бракуются цепные стропы
Цепной такелаж представляет собой группу изделий с основным несущим элементом в виде цепи из легированной стали облегченного типа 8 класса прочности. Определяют параметры повреждения строп нормативные
документы, в которых прописаны правила, касающиеся этого типа такелажного оборудования.
Подход к осмотру и браковке таких строп имеет свои особенности
Для начала технический работник уделяет внимание:
- наличию бирки и ее соответствию изделию;
- состоянию элементов, соединяющих концы цепи с крюком и с общим звеном;
- форме, длине и диаметру каждого звена цепи.
Аргументами в пользу выбраковки могут стать следующие повреждения:
- любая выраженная деформация металла;
- механические, термические или иные повреждения – трещины, расслоения, вмятины, волосовины;
- истончение звеньев вследствие коррозии или износа на 10% и более;
- удлинение звена цепи
на величину 3% или более от ее диаметра.
Также цепной строп подлежит списанию, если на нем отсутствует бирка, если бирка есть, а данных нет, либо если данные вызывают сомнения относительно того, действительно ли эта бирка принадлежит именно осматриваемому приспособлению.
Как проводится оценка состояния сердцевины троса (его свойство)
Срок службы спецодежды: нормы
Руководствуясь нормами браковки стальных канатов, они могут быть признаны неисправными даже в случае отсутствия наружных повреждений. Это происходит, если при проведении дефектоскопии обнаруживаются повреждения в сердцевине. Канат признается непригодным к эксплуатации, если проверка выявляет больше 18 % потери проволок внутренней части.
Обратите внимание! Такое оборудование, как и специалисты для его обслуживания, имеются далеко не на каждом предприятии. И это нормально, ведь постоянно проверять герметичные параметры сердцевины нет необходимости. Данные проверки обязательны только для изделий, которые должны соответствовать очень высоким требованиям по части безопасности.
На производстве
Особенность методики браковки
Когда подлежат осмотру канаты и стропы: периодичность
При браковке стальных канатов производится подсчет количества оборванных проволок на длине равной 30d или 6d (d — обозначение диаметра каната). Делается это в местах соприкосновения троса с уравнительными блоками, на концевых заделках и местах обнаружения обрыва. Допустимое количество, при наличии которого может продолжаться эксплуатация, установлено Госгортехнадзором и отображено в приведенной таблице:
Таблица
Примечание! Буквой n обозначается количество несущих проволок, расположенных в наружных прядях, а d — диаметр троса. Это все определяет специальная машина.